Previous Entry Share Next Entry
Кризис профессионализма-2 (bublin)
orang
vamoisej
Кризис профессионализма-2 (bublin)

Коллеги, благодарю за неожиданно обширное внимание к моей первой записи.

Проблема оказалась многоплановой. Чем больше пытаешься разобраться в теме, тем более глубокие пласты аргументации приходится поднимать. Начиная с простейшего определения специалистов на бытовом уровне и заканчивая общефилософскими рассуждениями о пассионарности и менталитете народов.

В чем причина отсутствия профессионалов? Образование ведь действительно не равно профессионализму. В чем признаки профессионалов? Почему существующий социальный механизм скорее угнетает профессионалов, чем дает им широкую дорогу? Каким образом общество может оздоровиться, обезвредив паразитическую составляющую и увеличив прослойку производящую. Где социальные механизмы, которые помогут расстановке профессионалов в те точки, где они будут полезны в максимальной степени? Где первичные истоки подобных механизмов, не противоречащие первичным установкам этноса?

Итак, начнем потихоньку разбираться.


Кто такой есть Специалист и как его распознать. Первый и самый, пожалуй, основной признак этого зверя - интерес и любовь к своему делу. Без истинного внутреннего интереса Специалиста не воспитаешь. Мне повезло, даже когда времена непростые и профессиональных проблем масса, каждое утро я встаю с желанием идти на работу. Она собственно и как работа не воспринимается ))) Внутренний интерес сразу же снимает вопросы самообразования и повышения квалификации.

Еще один характерный признак - наличие глубокого профильного образования. Еще раз оговорюсь - наличие ПРОФИЛЬНОГО образования. Для врача это годы и годы теоретической и практической подготовки, стоимость такой подготовки очень высока, но оправдана предполагаемым результатом. Для экскаваторщика два-три года углубленного практического образования с теоретическими основами и вперед - приносить пользу обществу. Это не означает отсутствия возможности повышения квалификации и дальнейшего образования в дальнейшем! Просто у каждой профессии есть разумные сроки обучения. Срок обучения разнорабочего - двухмесячные курсы. И это будет квалифицированный разнорабочий. А реально - встал и пошел делать что сказали, покажут уже в процессе на пальцах.

Без образования человек не имеет структуры для восприятия получаемой информации. Нет полочек куда раскладывать и нет алгоритмов по анализу и синтезу полученной информации и принятию решений. Получается вариант передвижения с фонариком в большом темном ангаре. Наблюдаю в реальной жизни постоянно - детские ошибки на пустом месте, хотя люди мотивированы и собственно этой сферой уже годами занимаются.

Здесь немного отвлекусь, чтобы ответить на комментарии в стиле - специалисты дорого берут и будут обычному человеку не по карману. Вот не соглашусь. От слова совсем, не соглашусь. Настоящий специалист тем и хорош, что решает проблему, не танцы с бубнами вокруг да около пляшет, а именно решает проблему. А поскольку работу он свою, как мы выяснили, любит, то ценник на его услуги далеко не всегда заоблачный. И да, проблему он РЕШАЕТ. Есть ли смысл платить небольшие деньги тому, кто проблему не решит? Или лучше заплатить немного больше, но получить результат? Пару примеров. Упомянутый мной в прошлом посте стоматолог за свою работу берет условно 10 т.р., в родном моем городе та же работа стоит порядка 30 т.р. Билет на самолет порядка 18 т.р. Нехитрые вычисления показывают, что я не только экономлю (при этом лечусь у гарантированно классного спеца), но и имею по сути бесплатный перелет к тому месту, где кроме стоматологии у меня масса других интересов и дел.  Или еще пример, начал как-то мой боевой пепелац греться там, где ну никак не надо бы ему греться... Фигня, как говориться, случается. История грустна и поучительна. За два года мои расходы на решение данной проблемы оказались ОЧЕНЬ велики. Руки приложили многие вполне себе приличные автомеханики, перебрали пол машины и сделали массу полезного. Одна беда - проблему они не решили. Решилась она совершенно случайно, когда делал я сход/развал и попутно беседуя поведал автомеханику о своем горе. После звонка появился тихий человек в явно рабочей спецовке, со всеми признаками еще советского инженера и безо всяких пантов. Покопался минут 20, заставил погонять движок на разных режимах и выдал причину. Все. Проблема РЕШЕНА. Стоило все удовольствие мне без запчастей 1,5 т.р.

Думаю у каждого подобных примеров найдется масса. Итак, стоимость услуг не является признаком Специалиста. Стоимость услуг специалистов не всегда запредельна. скорее наоборот - она реальна.

Еще Специалисты частенько не афишируют себя, поскольку определенная степень публичности (создание успешной фирмы, карьерный рост) по сути связана с возложением на себя дополнительной нецелевой нагрузки. А она отвлекает от собственно того дела, которое интересно. Это уже дело для Специалиста в области управления. Поэтому зачастую Специалист находит себе комфортную нишу, где спокойно занимается своим делом - это к комментарию о том, что хороший спец не выдержал нагрузки в своей фирме и пошел работать "на дядю".

Потребность в личной свободе. Очень затратное дело - объяснять очевидные вещи идиотам, от которых ты зависишь. ТБМ, вместо того, чтобы действовать и добиваться результата приходится разжевывать азбуку всяким тупорылым личностям, которые еще тебе и условия выставляют! Кто не смотрел ролик про семь перпендикулярных красных линий - рекомендую. Это все к поиску комфортной ниши, где можно заниматься собственно делом.

С данным тезисом коррелирует мое несогласие, что вырастить профессионалов мы можем только путем резкого подъема зарплаты. Вырастить множество богатых, но несчастливых в своей профессии людей - запросто. Ну не заставите вы человека полюбить Дело за деньги. Это скорее туда - на панель. Профессиональный успех не равен финансовому успеху. Не для всех деньги являются самоцелью, многие рассматривают деньги как средство для расширения возможностей играться в свои игрушечки (заниматься любимым делом). Все же за деньги в этом мире можно купить гораздо меньше, чем все :) Да, верно и обратное - наличие богатства не говорит, что его обладатель плохой специалист. Тут как кому повезло с областью применения и у кого какие цели.

Дальнейшие рассуждения приводят к мысли, что не все задачи возможно осуществить в одного. Одним из важнейших условий исполнения крупных многоплановых проектов служит наличие Специалиста в области управления. Классический пример - ядерный проект СССР. В более мягкой форме это расстановка в ключевые точки узких специалистов и создание им условий для работы. Хороший управленец сродни дирижеру. Увы, вариант не слишком распространенный.

Чаще мы встречаемся с отрицательным отбором, когда убогие подтягивают еще более убогих, поскольку спецы это угроза. Сам к такому проекту отношение имею. Первоначальный коллектив спецов, некоторые из которых в своих областях входили в пятерку лучших в мире, превратился в бюрократического монстра, едва способного "лежать в направлении мечты". Умереть ему не дадут, ждем воздействия, без которого гордые ежи не летают. Правда уже практически без спецов ждем. Им неинтересно без дела стало.

И вот здесь мы переходим к следующей большой проблеме - как создать структуру воспроизводства высокопрофессиональных кадров, их роста и, в конечном итоге, постановки их в ключевые точки принятия решений по профильным вопросам.

Существующая система... И вот тут я задумался - а система чего? Воспроизводства кадров? Образования? Да в общем-то о них первично речь, только сами эти системы служат лишь составной частью общей системы существования народа. Так что наверное речь именно о ней.

Существующая система на данном этапе энергетически, скажем так, недостаточно эффективна при позитивном целеполагании. Т.е. если целью системы служит процветание народа. Не ВВП, жоповозки и сибаритство, а эффективное развитие собственного народа и его приращение. Приращение не только в плане увеличения числа особей, но и качественного роста и развития оных. Развитие, обеспечивающее длительное существование в условиях резко меняющихся политических, ресурсных, климатических и прочих вводных. Как говорят евреи - если бы антисемитизма не было, его нужно было бы придумать. Расслабляться молодежи не дает.

Общая неэффективность системы в целом и в массе подсистем, как мне кажется, имеет общую природу. И здесь приходится уходить с естественно научных и математических нив в сады гуманитариев, как бы я их не нелюбил :) Ибо тело есть материя, а смысл ему придает дух.

Принимая этнос в понимании Гумилева мы должны воспринимать его как некое единое, надорганизменное образование, существующее по собственным законам, нам не всегда понятным. И как любая сложная структура, этнос неоднороден и состоит из различных, в том числе и энергетически, элементов. Пассионарии характеризуются повышенными энергетическими значениями, которые позволяют им "заряжать" оказавшихся поблизости обычных людей, и совершать сверхусилия. Соотношение обычных и пассионарных людей в этносе не одинаково на различных этапах. И, после фазы надлома в 20 веке, их соотношение в нашем этносе близко к наиболее благоприятному (поскольку слишком хорошо, увы, тоже не хорошо).

Успешность этносов во многом зависит от той идейной составляющей, которой они живут. В качестве примера Гумилев приводит Византию, где масса пассионарной энергии утилизировалась в спорах о том, сколько ангелов поместится на острие иглы. Вопрос для пассионарных представителей византийского этноса, видимо, не праздный, однако подобное расходование ценного ресурса устойчивости системы не способствовало.

Идейная составляющая, как бы ее ни называли, дает цель существованию людей в частности и социума в целом. А уж значение идеи для русского человека вообще переоценить сложно. Грустно ведь жить только ради бабла. В широком смысле :)

Вот формирование "идеи о светлом будущем", "космических просторах вселенной" и т.д. и т.п. наверное не моя задача. Но корень всех бед однозначно там искать нужно. Именно идейная опустошенность привела к сдаче СССР. Все было и все рухнуло. И игла Кащеева там, в идеях, зарыта.

Без формирования идейного базиса невозможно формирование устойчивого общественного организма, активно адаптирующегося к изменяющимся внешним условиям и продвигающегося к целям, делающим жизнь и общества в целом и отдельных его членов, осмысленными. Вот только как избежать косности идеологии, которая оторвалась от реальности? Прививка-то уже есть, но насколько действенная? Повторять не хочется категорически.

Итак, строить здание на песке дело неблагодарное. Посему надуем сферического коня в вакууме и натянем на него сову - мол с идейным базисом кое-как разобрались. Он сформулирован и принят народом. Работаем на собственное благо :))))))

Это однозначно снимает все вопросы по "утилизации работоспособного населения". Если есть достойная цель, то найдется куда применить все доступные ресурсы. А уж человеческий ресурс в первую очередь. Оговорка - многих и очень многих развращенных ничегонеделанием и деланием непонятно чего, потребуется реанимировать. В этом смысле закрытие кормушки перекладывателя бумажек с одновременным открытием возможности для положительной самореализации на поприще газосварки найдет вполне себе активный отклик. Да уже потихоньку находит.

Процент подлежащего "идейной реанимации" человеческого потенциала очень велик. Но дела последних лет дают толику надежды на движение в правильном направлении.

Как правильно заметили в комментариях к прошлой статье, начинать нужно с самых азов - начальной школы. Полностью согласен. Ограничивать образование лишь практическими предметами категорически неверно. Необходимо практически разделять по крайней мере два аспекта образования (в широком смысле - включая и приобретение общего мировоззрения): собственно профессиональная специализация и патриотическое воспитание.

Классный специалист, который является врагом это вдвойне опасно. Воспитание любви к своему народу, собственного достоинства и уважения к самобытности других народов - необходимое условие минимизации количества членов социума, негативно настроенных к социуму. В высшей степени важная работа.

И здесь встает еще один аспект, поднятый в комментариях к прошлому посту - профессионализм в культуре и государственническая позиция в культуре. Да, да, то самое формирование личности и императивов поведения. Тот самый контент. Постепенное вытеснение, выметание уродов и вырожденцев туда, где им и место - на задворки. Банально, но то самое доброе и светлое в массы. Это еще одна тема, достойная отдельной мощной дискуссии.

Система образования должна предусматривать максимально широкие возможности получения образования. Шансы найти талант среди миллиона заметно выше, чем среди тысячи. Однако система должна безжалостно выметать паразитирующую составляющую без единого сомнения. Не должно быть всеобщего среднего и высшего образования. Человек должен получать собственную справедливую оценку. Что происходит сегодня? Треть потока умницы, их бы учить и учить. Они и сами тянутся. Трети место в простом и необременительном для мозга труде. Треть - середнячки, которые могут потянуться за умницами, а могут и съехать вниз. Смысл напрягаться, если на второй год точно не оставят? Я помню реакцию директора, когда я двоих на второй год решил оставить в бытность свою учителем. Система обязана быть жесткой и справедливой. Заработал на второй год? Значит на второй год. Хреновый поток попался? Смысла в учебе не видят? Вперед, в жизнь. Вплоть до полного отчисления курсов. Помнится во времена моего студенчества из потока физмата в сотню душ первокурсников до выпуска доходило менее десятка. То, что доктор прописал.

Это позволит и поднять престиж преподавателей и сэкономить дикое количество ресурсов, которые сейчас палятся впустую. Плюс это поможет сконцентрировать ресурсы на тех людях, которые способны генерировать действительно мощные идеи. Да, по сути я о тех самых социальных лифтах раннего СССР. Все придумано до нас. Выращивание специалистов должно стать одним из краеугольных камней государственной политики.

Полностью соглашусь с комментарием коллеги: "Сталин, когда ему понадобились массово высококвалифицированные ученые, сделал проще некуда - приказал создать при всех ВУЗах докторские  ученые советы из 3-х - 4-х бесспорно авторитеных специалистов. Дал им докторские степени, 5-икратные к среднему зарплаты, право набирать до 20 новых членов УС путем кооптации. Сформированные таким образом УС далее рассматривали кандидатские и докторские диссертации, представленные соискателями.  И за 20 лет СССР пробежал путь от сохи до атомной бомбы и космоса." Очень действенная система. Собственно это тот самый механизм влияния специалистов. Привилегии как пряник и личная ответственность за результат как кнут. Кому многое дано, с того многое и спросится.

Понятно, что вопросы "кто будет сторожить сторожей?" и "а судьи кто?" вечны. И однозначных ответов на них ни у кого и никогда не было. Да, сейчас академиками чаще становятся не за научные заслуги, а по причине наличия административной должности. Да, капиталу все это не выгодно и он будет активно сопротивляться. Да, мы все умрем :)

А кто сказал, что отделить зерна от плевел будет легко?



?

Log in

No account? Create an account