Previous Entry Share Next Entry
О практическом применении ПЗРК (Лукич)
orang
vamoisej
О практическом применении ПЗРК (Лукич)
Господин Крич тут рядом выстроил грандиозную конспирологическую теорию про засады, заговоры и американцев. Но я полагаю, что всё гораздо проще.
Большинство обывателей знакомы только с рамочными ТТХ ПЗРК, но не представляют себе сам процесс работы с этим оружием. Видимо, они считают его чем-то вроде обычного ружья - увидел утку и бабахнул, а там самонаведение делает остальное. Это немного не так.
Возьмем, к примеру, Иглу. Паспортные пределы ее досягаемости – 3500 м по высоте и 5000 м по дальности. Так в вики написано, и это где-то даже почти правда, но теперь начнем урезать осетра.
3500 м  - это только  по вертолетам или низкоскоростным самолетам. По реактивным самолетам – 2000-2500 м. И это максимальная высота, которой ракета способна достичь, сохраняя хоть какую-то вероятность поражения цели. Находится она не в зените, а чутка сбоку. По причине того, что в зенит ПЗРК стрелять не может – стрелку выхлопом казенные сапоги сожжет. Также эта максимальная высота относится не ко всем ракурсам обстрела цели, а лишь к встречным/догонным курсам. Понимаете, почему? Если цель перемещается вдоль вашего фронта, то от ракеты требуется маневрирование по фронту, а на максимально достижимой высоте на это уже не хватит топлива.
5000 м – это вообще не дальность поражения, а наклонная дальность стрельбы. Если снаряд из пушки падает в 6000 м от нее, пролетая при этом по баллистической траектории 10000 м, то наклонная дальность стрельбы – это 6000 м. В плане ПЗРК это означает следующее. Вы на ровной местности влезли на сарай и в пяти километрах от вас приметили стоящий на снегу заведенный вертолет. В такой ситуации вы сможете его поразить.
А вот параметр поражения по дальности для реактивных самолетов – это те же 2000-2500 м, и тоже на встречных/догонных курсах.
Таким образом, зона возможного поражения цели типа «реактивный самолет» из ПЗРК – это полусфера с радиусом около 2000 м.
Теперь о процессе стрельбы.
Перво-наперво оператор должен обнаружить цель и определить, что она вошла или вскоре войдет в зону поражения. Неплохо бы иметь для этого глаза как у стрекозы со сферическим обзором. Но приходится вращать головой. Можно самолет и услышать, конечно, сначала, а потом и найти в воздухе. Если он не идет слишком низко, если не вывалился внезапно из облачности, если вокруг не идет бой со взрывами, если самолет не идет на сверхзвуке (правда, тогда его и не поразить). В общем, тут сложности есть. Но, допустим, оператор его обнаружил и предположил, что может его обстрелять.
И тогда он «взводит» ПЗРК – накалывает НИП (наземный источник питания), содержащий сжатый азот, который раскручивает гироскоп в ракете. На это требуется пять секунд. За это время оператор должен выставить переключатель встречный/догонный курс в нужное положение. То есть, заранее предположить где цель окажется в момент выстрела. А это серьезно влияет на вероятность поражения.
Затем оператор приступает к прицеливанию – к наведению комплекса на цель при помощи простого механического прицела и сопровождению её. Захват цели ракета осуществляет оптическим способом по инфракрасному излучению на фоне неба. Но не всего неба, а лишь на узком участке, конечно. Поэтому оператор должен поймать цель в свой прицел и вести ее, не выпуская из колечка.
Вот на это у стрелка есть около 30 секунд. (Потом запас азота в НИПе заканчивается, и выстрела не будет. Для нового выстрела нужен новый НИП. Это штатная ситуация, замена делается быстро, но этот новый НИП должен у тебя быть. Не во всех армиях и бандах они есть в достатке.)
Кстати, перед началом сопровождения нужно еще выбрать режим огня «автомат» или «вручную». Это делается очень просто спусковым крючком, надо только принять решение. Разница вот в чем. Если выбран режим «вручную», то оператор сопровождает цель, ГСН ракеты захватывает ее, о чем сообщает звуком и зеленой лампочкой. Тогда оператор нажимает на спуск и происходит выстрел.
В режиме «автомат» ПЗРК производит выстрел сам, как только ГСН захватит цель. Спуск в этом случае уже нажат. Это экономит доли секунды на человеческую реакцию, а ручной способ позволяет отказаться от пуска, если цель явно уходит, и сэкономить ракету.
В итоге на производство выстрела от момента обнаружения цели у стрелка есть примерно от 10 до 40 секунд. На скорости 600 км/ч самолет за это время пролетает 1,7 – 6,7 км. Даже если ситуация идеальна – самолет летит прямо на тебя, то на краю срока он из зоны поражения выйдет. Лучше всего засечь его до входа в это пространство и выстрелить не позднее 15 секунд.
А когда цель летит вдоль твоего фронта, то чиркнув эту полусферу возможного поражения, она покидает ее в несколько секунд. Рассчитать момент встречи довольно сложно. Для этого требуется серьезный опыт в определении скоростей, курсов самолетов и расстояния до них на глаз. Более того, при движении по фронту самолет имеет большую угловую скорость относительно стрелка. Если этот курс лежит близко к нему, то захватить цель практически невозможно. А если далеко, то захватить легче, но уже дальность ограничивает.
В общем и целом, получается, что оператор ПЗРК не способен во всех случаях поражать цели, входящие в зону досягаемости ракеты. Напротив, удачному выстрелу должно способствовать удачное и нечастое стечение обстоятельств.
И это вполне подтверждается практикой применения. Оружие существует уже полсотни лет, выпущены сотни тысяч экземпляров, а счет реальным победам идет лишь на десятки.
Стоит поговорить еще и о характере службы оператора ПЗРК. Он находится на своей позиции. С этой трубой не побегаешь, да и смысла нет. Всё светлое время суток он должен сидеть на своей горе или на высокой крыше и смотреть в небо во все стороны. От своего оружия дальше трех метров лучше не отходить. Это очень унылое и скучное дежурство. С постоянным ожиданием того самого момента, который никак нельзя пропустить, отлучившись на минутку. И далеко не факт, что даже во время крупного авианалета тебе представится шанс даже просто стрельнуть, не то чтобы попасть.
Допустим, ты заложил радиоуправляемый фугас под трассу, где ежедневно проходят колонны противника. Вот такая засада – милое дело. Часик-другой посидел в кустах, дождался, нажал на кнопку и убегай – всё получилось. Не случится такого, что ожидаемая колонна пролетит в двух километрах от дороги со скоростью 800.
А вот что такое засада с ПЗРК в реалиях сирийской войны? Твоя позиция на объекте. Например, в городке. Ты ведь не знаешь, ни когда прилетят, ни с какой стороны, ни высоты, ни курсов, ни маневров, ничего. Это может произойти через час или через неделю. И будет ли вообще возможность сделать пуск?
Возле чужого аэродрома устроить засаду можно, там предсказуемо, но не на задаче ПВО твоего объекта.
В случае с Су-25 бармалеи заполучили ПЗРК и поставили его (их) туда, где больше ожидали налетов, и им повезло, всего лишь.


?

Log in

No account? Create an account