Previous Entry Share Next Entry
Куда ведёт российская культура или Какова государственная культурная политика в современной России?
orang
vamoisej
Куда ведёт российская культура или Какова государственная культурная политика в современной России? (Postulat)

ЭТО БОЛЕЕ ЧЕМ СЕРЬЁЗНО! текст объемный, привожу только ПОСЛЕСЛОВИЕ:

По своим причинам все перечисленные тенденции и проблемы в современной культурной политике  сводятся к двум интегральным факторам.


  • Первый — это устранение государства от целевого управления культурой, которую низвели только до одной из сфер (хотя и при таком взгляде не культуру всё равно государству не дают полноценно управлять). При устранении влияния государства на культуру были перенесены принципы функционирования рынка. Но то, что такой перенос катастрофичен для культуры, хорошо известно во всем мире.

  • Второй интегральный фактор — целенаправленная деятельность, направленная на разрушение идеалов культуры и осуществление инокультурного внедрения. Цель: русская, российская культура в логике этой борьбы подавляется, западная — транслируется. Ключевой метод — прямая пропаганда.

Ввиду этих двух факторных линий должна бы и выстраиваться, как противовес, российская государственная политика в сфере культуры.

В противовес действию фактора устранения государства, должна быть принята стратигема активной государственной включённости в управление культурой.

Фактический отказ от государственного управления в сфере культуры связан с распространённым представлением о нераспространяемости влияния государства на ниши бытия человека, связанные с творчеством и духовной жизнью.

Идеологически этот подход либеральный.

Для того, чтобы он был сформирован длительное время, начиная с перестроечного периода, шёл поток публикаций, направленных на критику проявлений тоталитаризма в сфере культуры. Хотя начало было положено ещё в хрущёвскую «оттепель».

Продуцировалось искусственное противостояние — художник и власть.

Обман состоял в сведении государственной политики исключительно к методам директивного управления.

Очевидно, что директивные методы в отношении культуры имеют известные изъяны.

Но государственная политика ими не исчерпывается.

Существуют и иные — бесструктурные методы (косвенного управления, контекстного управления и т.п.).

Управление культурой не может осуществляться и развиваться, в частности, без соответствующего финансирования.

Обеспечить его за счёт рынка — невозможно.  Рынок ориентирован на получение прибыли, но далеко не всякая творческая продукция прибыльна.

Соответственно, без государственного участия в развитии культуры не обойтись.

Противодействие в осуществлении инокультурной экспансии может и должно заключаться в акцентированной поддержке собственной цивилизационно идентичной культуры и в установлении фильтров на распространение экспансионистской продукции.

С одной стороны, цивилизационно идентичная российская культура должна получить в России преференции.

Другая сторона проблемы заключается в необходимости установления цензурируемых механизмов, препятствующих деятельности по подрыву идеалов культуры.

Третья составляющая состоит в целесообразности создания собственной системы культурной пропаганды, проведение собственной культурной экспансии.

Культурная экспансия означает в данном случае трансляцию лучших российских образцов культуры в мир методами культурного сотрудничества.

Состояние культуры должно увязываться с состоянием общественной безопасности и оцениваться, наряду с иными оценками, через призму последней.

ПОСЛЕПОСЛЕСЛОВИЕ

https://free-rupor.ru/images/nfr/kapitsa.jpg

…9 Мая мы видели на наших улицах и новейшие достижения оборонки, и десятки млн (!) человек на марше «Бессмертного полка» по всему миру.

Эти факты — явления одного культурного порядка.

Как современная оборонка следует традициям легендарной советской инженерно-конструкторской школы, так и миллионы россиян ощущают себя наследниками и продолжателями легендарной славы своих предков.

Всё вместе это — Большой театр, Эрмитаж, Третьяковка, МХТ, консерватория, скромная районная библиотека, городская художественная школа, музыка, СМИ, интернет и даже архитектура зданий — и есть пространство культуры, где формируется историко-культурная идентичность, без которой любой танк лишь кусок железа, пусть даже очень технологичный.

Перефразируя известную аксиому, хочется сказать: если государство не кормит и не создаёт свою культуру, её будет кормить и создавать кто-то другой.

И тогда в конечном итоге всё равно придётся кормить чужую армию.

Пора собирать камни…


МАТЕРИАЛЫ:


?

Log in

No account? Create an account