Старые песни о главном: БАМ вновь поставлен на паузу
Константин Двинский Сегодня
Вопрос о принципиальной важности для нашей страны расширения логистических возможностей на восточном направлении набила оскомину. И ведь никоим образом нельзя сказать, что этого в правительстве или бизнесе кто-то не понимает. Разумеется, понимают. Собственно, конкретно в данном вопросе цели и задачи для России были определены ещё в XIX веке.
Однако при отсутствии конкретных работающих механизмов реализации темпы решения будут медленными. Что мы сейчас и наблюдаем. Геополитическая обстановка в мире такова, что время для "создания условий и стимулов" прошло данным давно. Поэтому такие важнейшие инфраструктурные проекты федерального масштаба должны получить самый серьёзный приоритет.
Вот и с Восточным полигоном (БАМ и Транссиб). Нельзя сказать, что совсем ничего не делается. Работа идёт. Только в этом году в рамках программы развития были построены и реконструированы десятки объектов. Однако нерешённых задач по-прежнему гораздо больше. И дело как обычно не в том, что нам не хватает компетенции, технологий, рабочих рук или сырья. Нет, всё снова упирается в финансирование.
Для модернизации Восточного полигона и увеличения его пропускной способности нужно продолжать его электрификацию. Что подразумевает строительство дополнительной генерации и электросетей вдоль трасс. Без этого не получится запускать поезда большего веса и с меньшими временными промежутками.
В настоящее время электрифицирована лишь Транссибирская магистраль. Работы тут велись более 70 лет. И по сей день это самая протяженная электрифицированная магистраль в мире.
Говоря о БАМе, то он обеспечен электроэнергией лишь частично. В настоящий момент электровозы ходят лишь от Тайшета до Таксимо (т.е. примерно треть всей протяженности магистрали). Затем электровоз отцепляют, и далее на восток поезда ведет тепловоз. Так как его способность к перевозке грузов существенно меньше, чем у электровоза, то приходится отцеплять лишние вагоны. Разумеется, это напрямую влияет как на увеличение времени транспортировки и затраты, так и на общее снижение пропускной способности БАМа.
Эффект можно наглядно продемонстрировать на примере Транссиба. Так, на участке "Карымская – Забайкальск" после замены тепловозов на электровозы пропускная способность линии выросла в два раза – с 50-60 пар до 110 пар поездов в сутки.
Тут, к слову, в качестве дополнительного аргумента, можно напомнить и экологический фактор. Переход на электротягу существенно уменьшит энергоёмкость перевозок, что положительно скажется на воздействии на окружающую среду. То есть, одни плюсы. Экологические задачи не должны решаться вопреки здравому смыслу, однако данный случай как раз является отличным примером того как "зелёная" мотивация имеет место.
Однако, как я уже сказал, всё снова упирается в недостаток финансирования. Изначально предполагалось, что на это будут выделены средства из ФНБ. Минэнерго запрашивало на электрификацию БАМ и Транссиба 122 миллиарда рублей. Решения же по этом вопросу до сих пор нет. Нет достаточного количества денег и у "Россетей", которые планировали направить на реализацию программу собственные средства. В результате из более-менее внятных решений пока только объявили о повышении платы и индексации тарифов на электроснабжение.
При этом, согласно предварительным расчётам, электрификация Восточного полигона позволит в перспективе только на одном дизельном топливе для локомотивов экономить по 25 млрд рублей ежегодно. Ну а про мультипликативный эффект на всю экономику в целом даже и говорить не хочется.
Вопрос о принципиальной важности для нашей страны расширения логистических возможностей на восточном направлении набила оскомину. И ведь никоим образом нельзя сказать, что этого в правительстве или бизнесе кто-то не понимает. Разумеется, понимают. Собственно, конкретно в данном вопросе цели и задачи для России были определены ещё в XIX веке.
Однако при отсутствии конкретных работающих механизмов реализации темпы решения будут медленными. Что мы сейчас и наблюдаем. Геополитическая обстановка в мире такова, что время для "создания условий и стимулов" прошло данным давно. Поэтому такие важнейшие инфраструктурные проекты федерального масштаба должны получить самый серьёзный приоритет.
Вот и с Восточным полигоном (БАМ и Транссиб). Нельзя сказать, что совсем ничего не делается. Работа идёт. Только в этом году в рамках программы развития были построены и реконструированы десятки объектов. Однако нерешённых задач по-прежнему гораздо больше. И дело как обычно не в том, что нам не хватает компетенции, технологий, рабочих рук или сырья. Нет, всё снова упирается в финансирование.
Для модернизации Восточного полигона и увеличения его пропускной способности нужно продолжать его электрификацию. Что подразумевает строительство дополнительной генерации и электросетей вдоль трасс. Без этого не получится запускать поезда большего веса и с меньшими временными промежутками.
В настоящее время электрифицирована лишь Транссибирская магистраль. Работы тут велись более 70 лет. И по сей день это самая протяженная электрифицированная магистраль в мире.
Говоря о БАМе, то он обеспечен электроэнергией лишь частично. В настоящий момент электровозы ходят лишь от Тайшета до Таксимо (т.е. примерно треть всей протяженности магистрали). Затем электровоз отцепляют, и далее на восток поезда ведет тепловоз. Так как его способность к перевозке грузов существенно меньше, чем у электровоза, то приходится отцеплять лишние вагоны. Разумеется, это напрямую влияет как на увеличение времени транспортировки и затраты, так и на общее снижение пропускной способности БАМа.
Эффект можно наглядно продемонстрировать на примере Транссиба. Так, на участке "Карымская – Забайкальск" после замены тепловозов на электровозы пропускная способность линии выросла в два раза – с 50-60 пар до 110 пар поездов в сутки.
Тут, к слову, в качестве дополнительного аргумента, можно напомнить и экологический фактор. Переход на электротягу существенно уменьшит энергоёмкость перевозок, что положительно скажется на воздействии на окружающую среду. То есть, одни плюсы. Экологические задачи не должны решаться вопреки здравому смыслу, однако данный случай как раз является отличным примером того как "зелёная" мотивация имеет место.
Однако, как я уже сказал, всё снова упирается в недостаток финансирования. Изначально предполагалось, что на это будут выделены средства из ФНБ. Минэнерго запрашивало на электрификацию БАМ и Транссиба 122 миллиарда рублей. Решения же по этом вопросу до сих пор нет. Нет достаточного количества денег и у "Россетей", которые планировали направить на реализацию программу собственные средства. В результате из более-менее внятных решений пока только объявили о повышении платы и индексации тарифов на электроснабжение.
При этом, согласно предварительным расчётам, электрификация Восточного полигона позволит в перспективе только на одном дизельном топливе для локомотивов экономить по 25 млрд рублей ежегодно. Ну а про мультипликативный эффект на всю экономику в целом даже и говорить не хочется.