vamoisej (vamoisej) wrote,
vamoisej
vamoisej

!!!Объективность красоты и клиповое мышление. (ZloyZmey)

Объективность красоты и клиповое мышление. (ZloyZmey)

Странная такая штука – существует нечто такое, что часть людей видят, большая часть нет, но притворяется, что типа видит. Среди свойств объектов мира одной из самых субъективных и оценочных характеристик есть эстетическая категория прекрасного и близкая к ней категория красоты.

С одной стороны, если признак нельзя формализовать, измерить в условных баллах, если не просто пощупать, его даже ощутить  могут не лишь все и  то, по-разному, так может списать её в глюки эмоционально нестабильных граждан к чертям собачьим?

Но, с другой стороны, раз уж столько времени, сколько существует человечество, эта эстетическая категория крайне широко используется для описания разнообразных вещей (красивый храм, пейзаж, облака, парниша) , то есть основания полагать, что красота объективна, то бишь существует вне зависимости от наблюдателя. А сложность в том, что характеристика сия комплексная, многоуровневая и оценивается отдельным человеком на подпороговом уровне, когда что-то чувствуешь, а осознать, как это происходит не можешь.

Стоял тут на жд платформе и офиг, простите, удивлялся, какие красивые трещины на асфальте проявились после дождя.  Дело в том, что недавно в рамках одного проекта я разбивал цветовое поле на несколько пятен ломаной линией естественного вида.  Казалось бы, если линия произвольная, какая разница, как её провести.  Так я реально напрягался и потратил время и силы для достижения приемлемого результата.  А  тут на заплёванном асфальте под ногами дизайнерские находки – и фоны, и текстуры, и разбиения.  И все красивые.  Ну обидно же, блин, я мучался, выбирал из множества вариантов, так сказать боролся с энтропией вселенной, а здесь  шедевры между окурками….

Впрочем, эта ситуация известна давно. Для примера. Попытка нарисовать на листе бумаги пятнышки от капель дождя всегда выглядят убого и плоско в отличие от  распределения по размеру и расположению капель дождя настоящего. В нём есть и ритм, удивительное равновесие и законченность.

Более яркий пример - японское искусство склейки битой керамики золотым лаком. Называется кинцуги. Склеенная таким образом чашка более декоративна и эстетически ценна, чем новая и целая. Финт в том, что нарисовать линии склейки так, что бы они выглядели  естественно и убедительно,  достаточно сложно, проще уронить, сказать  ой и потом склеить по естественным разломам.

Таким образом, красота реального мира в простом и в сложном, в большом и малом есть частные проявления некой глубинной системной информации.  Аналогично, при создании «прекрасного» новую информацию создаёт художник, формируя поверхность скульптуры или нанося краску на холст.

Дизайн трещин на асфальте определяется конструкцией платформы, распределением термических напряжений и кучей ещё чего. Случайность трещин кажущаяся. Распределение капель дождя зависит от электризации капелек, ветра и тоже от кучи других причин. То есть мир есть многоуровневая взаимосвязанная СИСТЕМА, и КРАСОТА это подспудно воспринимаемая наблюдателем  проявленная системность объектов реальности.

Говорят, что хорошо летит только красивая стрела. В своё время я долго развлекался стрельбой из лука и ответственно утверждаю, что это правда. Через эстетическую призму видна соразмерность, целесообразность и аэродинамичность обманчиво простой конструкции.  Я убеждён, что красота объективна, поскольку обусловлена целостностью и взаимосвязанностью мира как системы.

Теперь о грустном. Нет проблемы в том, что у некоторых людей нет ни эстетического чувства, ни системного мировоззрения. У моего кота тоже нет и ему это жить нисколько не мешает. Проблема в том, что таких людей много, и такие люди определяют текущую парадигму одномерного отношения к миру - взять ресурс из системы, выкинуть использованное. Потреблядство.  В результате основным материальным результатом деятельности человечества за всю историю стал мусор.  Не прекрасные храмы и сады, а эстетически отвратительные мусорные свалки.

Можно смело утверждать, что причиной надвигающегося глобального БП стало перепроизводство потребляющих дураков.  Есть нарастающий разрыв между количеством конечных ресурсов и хотелками растущего поголовья одной из ветвей приматов.  Искать равновесия поисками новых ресурсов всё труднее и проблему не решает, а лишь оттягивает. А вот если плюнуть на гуманизм и заняться системным регулированием численности, то шанс есть.  Впрочем, если немного повременить, то необходимое воздействие на зарвавшийся вид произведут эволюционные механизмы природы. Собственно растущий процент деградантов с клиповым мышлением есть один из признаков, что процесс бодро пошёл.

Комментарий автора:

Ё- моё, начал с трещин на асфальте, а кончил мизантропией…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment