vamoisej (vamoisej) wrote,
vamoisej
vamoisej

Постмодерн-спик. Урбанистика городской субботы (Лукич)

Постмодерн-спик. Урбанистика городской субботы (Лукич)

Представьте себе урбаниста, который предлагает заасфальтировать газоны, из пешеходных дорожек устроить проезжую часть, а на месте парка построить завод. Это было бы очень странно, не правда ли? Хотя ничего противоречащего понятию «урбанистика», которое можно прочитать в словарях, тут нет. Но актуальные урбанисты всё делают только наоборот.

«Это наша Родина, сынок». Постмодерн так поступает со многими понятиями. Он затопляет смысловые поля, понятия плавают в этой жиже. От них остается лишь то, что видно на поверхности. Формально-то существует и нижняя часть, но о ней не говорят. Харам. Построить завод – это модерн, а модерн утонул.

Похожий фокус, например, произошел со словом «эколог». Это ведь означает ученого-биолога, специализирующегося на изучении экологических систем. А совсем не этого панка, который пытается проковырять гвоздем нефтяной танкер, не того хиппи, совершившего временный эскейп в грязную хижину без электричества, и даже не истеричную депутатшу бундестага.

Урбанизм был процессом организации и развития городов еще с античных времен. А постмодернистская урбанистика – это теория и методика разрушения городов. (Буду называть ее "Урбанистика Субботы") Такой смелый тезис ведь надо доказывать? Воспользуюсь методом предельных состояний.


Что есть идеальный город с точки зрения урбаниста? Вот та самая максимально удобная и уютная городская среда? Это небольшой туристический город. Должно иметь старинный замок, исторический центр с улочками, ратушу. В нем должны быть пешеходные улицы, желательно все. Ресторанчики, семейные отели, выставки современного искусства. Жители и гости должны иметь множество площадок для activity, чтобы им было чем полезно и интересно занять свой бесконечный досуг.

А противоположность этому – промышленный ужас. Шахты с терриконами, заводы дымят, по улицам грохочут грузовики, ряды однообразных спальных панелек, из развлечений – вино-водочный магазин. Страшная картина.

Но индустриальный город устроен на порядок, на два порядка сложнее. Там есть железнодорожный узел, ветки тянутся в заводские цеха, вагоны, порожняк, сортировка. Крупная электростанция или мощная ЛЭП. Топливные базы, склады, автопредприятия. Всё это пылит, чавкает грязью, производит горы отходов. Оно связано тысячью нитей с другими городами, регионами и странами. Наконец, все эти заводы сами стоят больших денег. Это очень сложный механизм.

А что в нашем раю? Отель на сто номеров – самый крупный и сложный объект. И количество таких отелей, ресторанов совершенно не усложняет структуры. Она горизонтальная, управляется самостоятельно на уровне каждой мелкой единицы без каких-то высоких требований. Такой город – это просто как деревянный ящик.

Урбанистика Субботы– это стремление к упрощению.

Индустриальные города кормят цивилизацию. Бывает, свою, бывает, чужую. А источник существования идеального города урбаниста – паразитизм. Туризм и финансовые услуги (так можно и рэкет, и прочие ренты называть) дают ресурсы на очень развитую городскую среду. Хотя, можно сказать и получше. Среда – день рабочий, а эта урбанистика про досуг.

Урбанистика Субботы создает городскую субботу, а не городскую среду.

А вы обращали внимание, что в дискурсе урбанистики адепты предпочитают игнорировать инфраструктурные вопросы? Они почему-то инфраструктурой считают площадки для катания на скейтбордах и разные скамейки с клумбами. Это выверт ведь никого не удивляет? И они готовы уничтожать настоящую инфраструктуру ради своих фантазий.

Если вы живете в мегаполисе, то в него должны ежедневно заезжать сотни фур только для того, чтобы привезти вам еду. Вот эти гадкие автомобили с чадящими ДВС по этим ужасным автодорогам-улицам. А работать вы всё же будете? Хоть бы в офисе сидеть. Так каждое утро несколько миллионов человек должны как-то пересечь город. В транспорте, и никак иначе невозможно. В общественном или в личном – вопрос другой. Но транспортные потоки должны двигаться и двигаться быстро. Приоритет тут у транспорта, а совсем не у пешеходов, которым по какой-то причине не надо на работу и по работе.

Урбанистика Субботы против инфраструктуры.

А еще они применяют приемы сравнения. Рабочий квартал Салехарда не выглядит так красиво, как швейцарский горнолыжный курорт. Да, Софи Лорен в вечернем платье с бриллиантовым колье и на шпильках великолепна. Вы, фройляйн, не можете сравниться с ней, когда едете в метро на службу. Надо ли делать из этого выводы и догонять?

Но что такое вообще «комфортная среда»? – Это ведь чисто сравнительная характеристика. Разве урбанисты сформулировали абсолютные параметры? Разве они могут одинаково подходить и к Сочи, и к Челябинску, и к Аделаиде? Остается лишь сравнивать. Соревнование с Вандербильдихой возможно, если вы Ротшильдиха. А если нет, то повесим чайное ситечко вместо колье – заделаем кусок улицы модно, с причудливыми скамейками.

Урбанистика Субботы – это выглядеть, а не быть.

Нет, я не экстремист, конечно. Уж точно не такой:

«Когда вам показывают, что можно жить лучше и удобнее - не нужно метать в такого человека фекалии, а лучше задуматься. Чего стоят только его сравнения пограничных городов: русских и финских. Очевидно же кто живёт по уши в грязи, а кто живёт как человек.

Пора учиться быть более самокритичным и делать из этого выводы, хотя бы приводить мир вокруг себя в приемлемую структуру.»

Глупо спорить с тем, что красивый и удобный город – это хорошо. Дело в приоритетах. Ресурсы всегда ограничены. И их всякий раз надо делить между развитием инфраструктуры, развитием того, что дает хлеб, и стремлением к красоте, к условиям отдыха от добывания хлеба насущного. Приоритетом, пожалуй, должно быть производство (даже и в его постиндустриальной форме), а не развлечения в свободное время. Проблема развлечений в форме создания «комфортной среды» перед кем стоит в полной рост? Неужели вот прямо перед горожанами Перми?

И еще хуже, когда распределять приходится не только деньги или цемент, а городские территории. Тут уже не поделишь в каких-то долях, тут кто-то забирает квадратные метры целиком. Градоначальник может показать новую пешеходную улицу с фонтанами и гранитной плиткой – это зримо и ощутимо. А если вместо этого время в пути у горожан сократится в среднем на 11%, то как таким похвалиться? Ясно же, что он выберет. Но верно ли это?

Дискурс Урбанистики Субботы не оставляет выбора, он категоричен и непреклонен. Следует понимать природу его воздействия на инфопространство, на умы, следует видеть его скрытую подводную часть. И осознанно определять приоритеты.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments