vamoisej (vamoisej) wrote,
vamoisej
vamoisej

Торговля и услуги. Ловушки для кошелька и ума или сыр/сырный продукт в мышеловке. (Emp_IL)

Торговля и услуги. Ловушки для кошелька и ума или сыр/сырный продукт в мышеловке. (Emp_IL)

В современном мире насыщенном информацией и предложениями сделок или разнообразных товаров иной раз бывает сложно сделать выбор. И при этом не ошибиться. Всё острее встаёт проблема управления ресурсами как доступных человеку, так и обществу в целом. Да, в целом рынки товаров и услуг пока обеспечивают разнообразие предложений, но проблемы назревают - от нарастающей доли некачественных товаров и услуг и достижения объективных границ потребления в обществе до тупиковой идеологии безграничности потребления вообще и  закредитованности общества. Что движет людьми и как быть обществу дальше, об этом эта статья. 

Можно назвать имеющиеся предложения товаров и услуг замечательной возможностью для "охоты" за скидками, дешёвым товаром и прочими хорошими (или думаешь, что такими!) возможностями. Но далеко не все умеют "охотиться", имеют на это время или получают от этого удовольствие, и, главное, имеют для этой охоты деньги. Да и вопрос никак не сводится только к цене - вопросы качества, потребительской полезности, да и удобства в использовании приобретаемого тоже стоят, и не на последнем месте. А если ещё ещё и включать вопрос престижа от использования или статусности, модный в последнее время, то это может оказаться неразрешимым вопросом. Но это всё как "шелуха" на фоне проблемы мотивации потребления и анализа реальной потребности потребляемого у населения.  

Оценка потребления товаров современным обществом есть отличный срез для оценки состояния в обществе. Что в нём больше - рациональное поведение и мышление или же различные фобии, мании, стереотипы и прочие подобные вещи. Особенно интересна такая штука как мотивация покупки. Насколько она рациональна или наоборот - не рациональна. Это, на мой взгляд, хорошо скажет о способности людей собирать информацию и работать с нею. Притом не просто это делать, но и принимать соответствующие решения. И так по иерархии - от выбора что съесть и что одеть сегодня до выбора спутника жизни и количества детей, а значит и образа своей старости. Даже можно и политику примешать - насколько рационален выбор избирателей? Но мы здесь не об этом. Впрочем, вопрос выбора не стоит когда или предложения широкого нет да и денег - тоже.

А ведь жизнь движется и новый мир далеко не радует своими тенденциями как прохождение пиков доступности ресурсов и чем дальше тем будет хуже и в перспективе, ИМХО,  маячит планирование на всех горизонтах. И даже правительство говорит о возрождении Госплана, хотя у государства ресурсов таки больше чем у простого человека. Но умеют ли современные люди планировать при потреблении товаров и думать о последствиях покупок или просто они рабы своих желаний? Приведу примеры некоторых факторов влияющих на иррациональность в потреблении, так и конкретные примеры её: 


1. Пыль в глаза.

Не так давно тут на АШ говорилось что есть такая штука как статусное потребление. Когда человек потребляет для того чтобы казаться богатым и успешным. Что, дескать, деньги липнут к деньгам! Но тут то не деньги, а всего лишь не протяжённый по времени блеск богатства (например современная машина скорее никогда не станет дороже - и тем более раритетом ).  А к нему липнут только грязь и мухи!  Рассказывали же что люди ради "пыли в глаза" покупали роскошные машины, по сути не имея своего жилья. И в реальности можно столкнуться с анекдотом на колёсах. К примеру, рассказали историю стояния в "пробке", этим летом. Стоят машины,  хозяева в машине от скуки смотрят по сторонам и видят, что рядом движется внедорожник "Лэнд Круйзер" 200. Весь из себя красивый, блестящий, роскошный. Упс! На дворе лето, июль, жара, но у него, судя по видимым,  все 4 колеса - шипованная резина! Ведь хозяин 200-ки "нищеброд" по сути! А пытается прикинуться богатым!

Да, есть такая штука в мире как имиджевые товары - например в Гонконге это часы "Ролекс" (кстати там ценников в бутиках на них не видно - видимо, чтобы увидев его, непосвященные не стали безумно хихикать, а то и в больничку не "загремели"). Но при этом нет ничего проще сгубить свою репутацию появившись "в свете" с поддельными часами и попавшись на этом. Но думают ли так о своей внешней роскоши люди, живущие ради "пыли в глаза" другим? В итоге делая акцент на статусность или роскошь они ведь по сути отказывают себе в других возможностях, и, возможно, нормальном будущем (поскольку уровень расходов скорее будет только расти). В том числе будучи раздавленным грузом кредитов, если для достижения или поддержания статуса дошло и до них. 

2. Доступный кредит как пособник бездумных поступков.

С одной стороны есть вещи которые не требуют отлагательств - например срочная хирургическая операция связанная с ликвидацией реальных проблем со здоровьем(никак не пластическая хирургия, кроме случаев ликвидации последствий тяжёлой травмы лица ) или там покупка стиральной машины семьёй заведшей ребёнка или срочная замена безнадёжно испорченной одежды/обуви (впрочем последнее - это уже серьёзный "звоночек" с тем что с финансами не ладно, но иного нельзя если на улице зима а зимние сапоги сказали "кря!"). А с другой потребительские кредиты то берутся в большинстве случаев скорее бездумно. Как для того чтобы купить ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ статусную вещь или просто вещь, которая может и подождать - телевизор, смартфон, компьютер, автомобиль и т.д.(если это не средство реального заработка). Или там свадьбу сыграть или в роскошное путешествие съездить. Тем самым доступность кредита ломает рациональность выбора как в выборе вещи или услуги, так выстраивание логичных и реальных финансовых планов и планов закупок.  Ведь если бы человек откладывал бы деньги на покупку сам, то он бы ощутил ценность вещи для него острее и необходимость осознанного и мучительного выбора реально нужной вещи или услуги. А так с подачи банков по сути атрофируется способность думать и планировать в большинстве случаев с приобретением вещей. И в итоге следуют странные поступки в плане потребления или даже выстраивания всей жизни. Притом риски тут скорее не рассматриваются вовсе - а это от риска потерять работу до риска утраты здоровья. А есть обратная сторона этих рисков - очень немало людей попало в плохие истории выступая поручителями по этим кредитам, даже для родственников. Ведь если человек беря кредит не думает о том как он будет расплачиваться и о рисках, то и о том в какую ситуацию попадут гаранты в случае его неплатежей вообще не желает думать. 

3. Айфон как апофеоз иррациональности потребления.

Классикой жанра в вопросе иррациональности покупок стала ситуация с такой "статусной" вещью как смартфон Айфон производства Эппл. Вещь неоправданно дорогая, не самая удачная (вспомним его 3 или 4 поколения прежде чем производитель сподобился поставить на него нормальный аккумулятор) но при этом пользующаяся популярностью среди значимой части населения даже России. Да, владельцы говорят что им очень удобен и нравится. А вот за что? Боюсь что его владельцы не способны рационально ответить на этот вопрос. При этом можно найти среди тех же "китайцев" и более интересные телефоны с более интересными качественными характеристиками и даже дизайном. И много дешевле и даже до двух или трёх  раз дешевле. Но нет же! Берут новые айфоны даже не угробив до конца старый. Потому как он уже не ТАКОЙ СТАТУСНЫЙ. И продают старые! А есть же те кто их покупает!!! Лемминги, честное слово! Лемминги!

С одной стороны наличие айфона послужило неплохую службу индустрии производящей смартфоны и подняло их имидж и задало планку для смартфонов в целом. А с другой - было бы возможно без новой, манипулятивной рекламы?

4. Реклама как двигатель идиотизма.

Современная реклама это чуть ли не важнейший инструмент продвижения товаров и услуг. Особенно после того как в мире появилось множество рабов "зомбоящика" или интернета. Притом зачастую предлагается уже не товар. А образ жизни или из жизни. Использование образов таких как счастливая семья, роскошная женщина, красивый мужчина, успех, превосходство - всё это нацелено на то, чтобы связать товар или услугу с этим ярким образом. И заставить приобрести не вещь, но стиль, не услугу, но образ (да та же пластическая хирургия!). "Какое небо голубое! Мы не сторонники разбоя! На дурака не нужен нож! Ему с три короба наврёшь! И делай с ним что хошь!..."(С) "Золотой ключик".

А разве много людей задумывается, что грош цена дружбе, когда с тобой дружат из-за того что ты ешь/пьёшь/одеваешься как в рекламе?! Что ты никак не станешь "брутальным мачо" без безжалостных к себе тренировок и спортивной диеты только за счёт там авто или там аромата дезодоранта?!  Что дорогое авто - это не показатель успеха, это показатель того, что человек не умеет считать деньги и определять приоритеты, а то и плохо воспитанного вкуса. Или там "Харлей-Дэвидсон" подаётся как символ бунтарства и свободы. Ага! Щаз!  Для начала нужно иметь хороший заработок чтобы его купить (а это уже никак не "бунтарь" или свободный человек!), потом возникают все остальные траты от страховок до заправки. Не говоря о том что сезон использования у него - лето. И только дорога,  где рядом есть заправка. Свобода же, епыть! Тупо колесить летом по ночам... чтобы спать на работе...

Не говоря об недобросовестной рекламе, тут тебе и реклама на самом деле некачественного товара, а то  с истекающим сроком годности. А есть и "скидки от 50%" когда эта скидка идёт на некий не ходовой товар, а на остальное они или минимальны и их нет. Но это просто ерунда перед самым апокрифическим случаем, когда некий ныне умерший книжный магазин в Иркутске объявил о акции скидок на 50 %  на всё!!!  И понимаешь, что подвох там есть и таки зашёл посмотреть. Оказалось, что да, скидка то честная. Только  перед этим цену аналогичную (а смотреть надо таки что у конкурентов с ценами! а я там тоже был) самой у нас популярной книжной сети "Продалит" подняли на 100%. А вообще "шалости" с рекламой "скидок" практикуются у нас на регулярной основе и другими конторами, и апофеозом служат предновогодние распродажи. Кстати чем выше скидки тем больше раскрывает свою повседневную жадность их предоставляющая фирма!

И отдельно можно назвать ребрендинг - это когда вместо того чтобы постоянно делать качественный товар по доступной цене нам напоминают, что они вообще пока живы и по прежнему хотят за что-то денег от потребителей. И поводы избираются разные - то эмблему сменили, то убеждают что новая тара в 0,875 л. лучше прежней литровой, то химики синтезировали новую добавку и потому их йогурт с тыквой ещё более напоминает персик или манго!

5. Плата за лень или нежелание учиться.

Это замечательным образом относится к сфере услуг, например от риэлторского дела до туризма. В основном тут платишь за незнание и лень чему-то учиться, как и неумение выкроить время. В принципе же информация доступна. Например для сделок с недвижимостью.  Да, её нет в структурированном виде, где было бы всё от "карты сделки" с готовыми шаблонами для бумаг до описания возможных рисков. Увы! Но скорее это появится, и даже в госуслугах. В случае с туризмом можно вполне планировать самостоятельные поездки, если владеешь минимум нюансов и немного - языком международного общения. И это будет дешевле - комиссии турагента не будет. Но не всегда - в случае с чартерами и турпакетами практикуемыми для популярных направлений услуги турфирм скорее дешевле. Впрочем при наличии нормального сервиса у туроператоров скорее турагенты и не настолько нужны... 

Впрочем на лени пытаются заработать и фирмы торгующие товарами. К примеру был случай когда один мой друг нашёл для строящегося дома унитаз нужной модели в продаже у одной фирмы. Но ему надо было два, и фирма... отказалась продать ему два по заявленной цене. "Почему?!" - "А, мы узнали, у других они дороже!". Закусило. Пошёл и нашёл такие же по нормальной цене в магазине крупной сети. Фирма звонит - что, мол, приедете выкупать? "Спасибо! Уже куплено!" - "Да?! А почём, позвольте спросить?" - "Да за меньшие деньги чем Вы предлагали!" - "Ну если что то в другой раз...(кисло сказали в ответ)". А другой человек поленится и пойдёт на поводу... и заплатит много больше.

Размышления и некоторые выводы.

С одной стороны иррациональность служит хорошую службу в экономике так как продаётся всё - как некачественные товары и услуги так и "премиум", обеспечивая занятость и доход как создателям и продавцам "воздуха" так и тех кто делает всё здорово и качественно.  А с другой стороны множество людей тратят свои ресурсы впустую, не получая взамен адекватных товаров или услуг - только иллюзии "намотанные на некую "каку".   Нужно ли это обществу? И как долго это сможет продолжаться, пока проблема ресурсов не встанет, что называется, "в полный рост"? Да и сейчас она стоит - думаете почему много людей приобретает некачественные продукты и услуги? А нет денег на более дорогой и качественный товар! И это уже главная проблема на пути к рациональному и качественному потреблению, и это одновременно одно из главнейших объяснений нерациональности выбора применительно к поседневности! Друзья, я не помню в старые времена чтобы столько было вывесок "сырный продукт" вместо "сыр" или "плавленный сыр"!!! Такого вообще не было. А сейчас есть - и много! А дальше то может быть вообще плохо, когда дойдёт до неких "пищевых брикетов" где будет вроде бы польза - но вкус или будет "гольная химия" или его не будет!!!

Казалось бы надо воспитывать в людях обоснованную потребность в качественном товаре, но он то обычно  дороже и далеко не всем по карману!

И не мешало бы давать в школах основы планирования и управления финансами, чтобы каждый мог сверстать свой бюджет, выстроить планы и понять что он может а что - нет. И действовать в соответствии с этим знанием!  Смотря что по силам - увеличить бюджет или уменьшить расходы!

Даже если ограничения в ресурсах не так значительны, то вроде бы идёт на выручку человеку "цифровизация" мира вокруг. Вроде! Дело в том что человек тонет в морях информации о товарах и услугах. И разобраться в них не просто. Да, появляются агрегаторы информации, хотя бы о товарах и хотя бы в интернет-магазинах. Как пример - Яндекс маркет. Он вполне позволяет провести поиск вещи по заданным параметрам и отсеивать "мусорные" предложения. Но и тут есть "подводные" камни -  это и покупка "кота в мешке" и неизвестно у кого, а самое главное, человек должен чётко представлять то, что ему на самом деле нужно и для чего!  Особенно речь идёт о сложной электронике. Вы будете смеяться, но даже купив вещь, люди могут не знать, что она может, а что - нет и как ею пользоваться! Потому как куплена скорее для статусности!

Допустим появится сеть информации о товарах и услугах, то что будет дальше? К примеру мы буем знать в каком магазине рядом молоко дешевле, а в каком - хлеб. И? ИМХО, постепенно, сети,  демпингуя разорят все мелкие торговые фирмы, которые спасает ещё и отсутствие широко доступной информации о товарах и ценах (в том числе и их конкурентам), и останутся в гордом одиночестве диктуя монопольно цены в случае если "мелочь" не спасёт шаговая доступность и гибкость в широком спектре вопросов или уникальность их предложений. Притом "шаговая доступность" уже не всегда аргумент, ведь уже есть альтернатива в виде активно рекламируемой услуги покупок "он-лайн" даже продуктов питания, предлагаемой сетями. Да, они могут привезти заказанное, хотя неизвестно насколько это соотносится к такой штуке как охлаждённые и приготовленные рыба и мясо, выбором которых покупатели скорее занимаются визуально. И да, это не каждый день по карману для множества людей (например доставка бесплатно при покупке от 1500 рублей). Но тем не менее можно хорошо сэкономить на организации шопинга и цене. Вопрос к чему приведёт наличие широкодоступной информации о товарах и услугах, их наличии (в стране/регионе/населённом пункте), их качестве и ценах на них? Как будет выглядеть та же торговля и предоставление услуг в будущем? Я не имею на это ответа! Вполне может быть и некоей биржей - когда ты выставляешь на торги свои потребности, а на них идут предложения?!

Таким образом имеем "Сциллу и Харибду" между которыми надо проскочить в построении правильного и справедливого для всех завтра (пускай хотя бы для большинства). И сохранить рабочие места и при этом не скатиться к широкому потреблению эрзацев (что еды, что промтоваров), как и общество не может себе впредь позволить "одноразовые" чайники и прочие "расходники". Но и при этом чтобы рациональность в деле выбора и приобретения товаров и услуг имела бы решающее значение, а статусность бы (как и реклама и прочее) утратила своё значение.

Если зайти с другой стороны, а именно стороны предложения товаров и услуг, то есть ещё путь по "выбиванию" недобросовестных торговцев и производителей. Например, по аналогии с государственными закупками, где Федеральная антимонопольная служба вправе на два года внести поставщика/исполнителя в реестр недобросовестных со всеми вытекающими для его деятельности на самой "хлебной ниве" госзакупок. А что мешает соорудить реестр и для общественного использования? К примеру случаи изготовления товаров не по ГОСТам или даже ТУ фиксировать туда. И по набору фактов - проигранных судов о поставке товаров ненадлежащего качества (когда, к примеру, масло - не масло, а мясо высшей категории - сплошные кости), штрафов госорганов и прочего формировать репутацию фирм в целях призвания их к порядку и организации их постоянного "пребывания в тонусе".  Также годится практика включения их руководства в "чёрный список" по аналогии с "чёрным списком" банкиров, составляемым Центральным банком РФ. Притом для пищевой продукции можно за попадание в таковой список "банить" навсегда. То есть фирма тобой руководимая  проштрафилась (к примеру произвела отраву под видом еды или продавала просроченное) а ты, если не попал на нары, больше никогда ничем руководить или владеть фирмой в России не будешь (прочие обычные акции продаются по суду). Жестоко? Жестоко! А отвечать НАДО!!! Ведь надо знать что ты пошёл в бизнес не только ради денег, но и для своих контрагентов.

Со стороны рекламы тоже есть над чем подумать. Возможно её надо превратить в простое информирование, но, никак, (боже упаси!) не метод навязывания товара или услуги. Поскольку реклама давно уже не информация о товаре/услуге...

В общем задумки то есть, но вот как их воплотить в жизнь и надо ли это - это мне неизвестно. И тем более надо ли это обществу, а если и надо, то реализуемо ли при данной общественной формации или таки никак...

Простите за некоторую сумбурность в мыслях. Я хотел бы раскрыть тему точнее и лучше. Но скорее, на мой взгляд, не получилось. Надеюсь что может коллективный разум или предложит что иное или разовьёт имеющееся.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments