vamoisej (vamoisej) wrote,
vamoisej
vamoisej

Categories:

Что было "не так" с Нотр-Дам (Zdrasti)

Что было "не так" с Нотр-Дам (Zdrasti)
Сгорел. Да так эффектно, что это наблюдал весь мир, кто - соболезнуя, кто - одобряя. Но, главное, это было очень значимое событие. Если вспомнить, что классические античные пьесы могли быть только двух жанров - трагедией или комедией - то пожар cобора Парижской Богоматери выглядел, безусловно, трагедией. Однако вполне могло быть и по-другому... если бы он не сгорел.</p>

Где-то с год назад я собиралась написать статью про средневековые соборы, да как-то не дошёл ход. Поэтому рассказываю сейчас, по памяти.

Однажды я набрела на любопытную информацию, которую услышала на ютюб-видео от одного французского искусствоведа, рассказывавшего про французские соборы. Эта тема мне интересна в связи со средневековыми алхимиками и основными архитектурными достопримечательностями, связанными с этой загадочной компанией.

Из рассказа искусствоведа выяснилось, что главными объектами, связанными с алхимиками во Франции, то есть чья архитектура, скульптура и барельефы несут на себе алхимичьи символы, являются: собор Парижской Богоматери и башня Сен-Жак в Париже, а также дворец Жака Кёра и отель Лальман (Hotel Lallemant) в городе Бурж. Это основные объекты из сохранившихся, и больше всего их находится на территории Франции. В других европейских странах (Германии, Чехии...) таких памятников истории поменьше. Правда, требуется сделать поправку на то, что это мнение французского искусствоведа)). Но, может, оно так и есть на самом деле, не берусь опровергать.

Так вот, слушая рассказ о соборе Парижской Богоматери, я узнала, что французские соборы во Франции были изначально очень косячно спроектированы с точки зрения инженерного гения. Поэтому они со временем стали разрушаться, иногда в самый не подходящий момент. Так, был случай, когда в каком-то городе кафедральный собор обрушился прямо во время службы.

Разумеется, этой проблемой сильно озаботились серьёзные люди, и они стали думать, как бы сохранить туристические объекты памятники архитектуры. В результате долгих поисков, архитекторы наконец нашли элегантное решение: подпирать здания контрфорсами, в частности аркбутанами. На примере собора Парижской Богоматери последние, как видим, выглядят очень изящно, романтично напоминая вёсла корабля.

Нотр-Дам расположен на небольшом острове, и на него можно полюбоваться со стороны Сены, так что сравнение собора с плавсредством вдохновило не одного поэта. К тому же здание находится в самом центре Парижа (на бывшем "еврейском" острове, ныне Сите), а гербом Парижа является опять же кораблик, под которым начертана гордая как галльский петух надпись "Fluctuat nec mergitur", что в переводе с латыни означает «Плавает, но не тонет».

Однако вернёмся к контрфорсам. Со временем эти "костыли", имеющие целью помогать зданиям не обрушиться, стали восприниматься молодыми архитекторами как украшательство - то ли болонская система тому виной, то ли память как у гуппи, но это так - и они стали проектировать здания и сооружать контрфорсы без каких-либо расчетов, а чисто для красоты, как глазу приятно. Поэтому проблема устойчивости средневековых готических соборов остаётся поныне очень острой. То есть, мягко говоря - это вопрос времени...

А теперь подумайте: в Нотр-Дам проходили какие-то, то ли ремонтные, то ли реставрационные работы... Не исключено, что там было обнаружено что-то настолько критичное, от чего собор должен был в скором времени рухнуть. Если бы это произошло "на ровном месте", то это были бы стыд, позор и шкандал. А если пожар? А если пожар - то это совсем другая пестня! Это эффектно, красиво, трагично и драматично! А, главное, цивилизованно.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment