vamoisej (vamoisej) wrote,
vamoisej
vamoisej

Categories:

В. Мараховский: необходимо отпустить русскую историю. (Редут)

В. Мараховский: необходимо отпустить русскую историю. (Редут)
Уважаемые читатели. У нас в стране история работает не по специальности.
Эту мысль необходимо пояснить.
История — это, безусловно, важнейшая часть человеческой культуры. Она важна как дневник народа, государства и любого общественного или государственного института (каждому бывает полезно заглянуть в неё и припомнить, какие действия в прошлом к чему привели). Она важна как хранилище мифов (в хорошем смысле слова мифов — то есть концентрированного опыта и моделей поведения). Она, наконец, - отличный фон для развлекательной индустрии.
Единственная работа, для которой история совершенно не годится — это выполнение обязанностей злободневности.
Совершенно нормально, когда решения и конфликты дня сегодняшнего подбрасывают пласты времени — и из прошлого знающие люди достают более или менее точные аналогии.
Совершенно нормально, когда знающие люди пишут книги и снимают для заинтересованных граждан научно-популярные фильмы о Древней Руси, о крепостном праве, о Чесменском сражении, о революции и о Гражданской войне.
И совершенно ненормально, когда решения и конфликты, участники которых мертвы уже давно, уже отделены от нас несколькими поколениями, — производят из себя повестку и информационные поводы. И создают метастазы давно прошедших себя в настоящем.
Разумеется, уважаемые читатели, легко объяснить, почему история работает у нас не по специальности. Потому что современному российскому медиаклассу (а он включает в себя в принципе всех создателей информационной повестки, в чинах и без, творческих работников и просто начитанных фейсбук-активистов, и так далее, и тому подобное) из всех видов растопки внутрироссийских дискуссий представляется наиболее безопасным горючим именно прошлое.
Внутрироссийские конфликты дня сегодняшнего — экономические, этнические, управленческие, социальные — по определению рискованнее, поскольку в них куча действующих персонажей и заинтересованных сторон, и все они живы, и попытки разобраться в них зачастую приводят к серьёзным последствиям.
Мёртвые же персонажи отгремевших событий, во-первых, безответны. А во-вторых — не нагружают никакой ответственностью.
И именно поэтому, возможно, баталии далёкого прошлого раз за разом воскрешаются, чтобы увлечённые граждане могли беспрепятственно сбросить напряжение, и не вставая помчаться в какую-нибудь вековой давности атаку, и взять/отстоять по сотому разу какой-нибудь исторический бастион.
Тут, разумеется, есть некоторая общественная польза. Как-никак, сражения современников, например, воображающих себя красными, с гражданами, воображающими себя белыми, - проводятся с помощью воображаемых же шашек и фантомной конницы. То есть в них никто не гибнет.
Но есть одно «но».
У былого в качестве злобы дня имеется также большой жирный минус. В таком, искусственно распиаренном виде — оно туманит восприятие дня нынешнего, действительной современности, того, что происходит прямо сейчас.
Подчеркну: в нынешнем своём виде околоисторические битвы — вовсе не перекидывают мостик от прошлого к настоящему и не помогают разглядеть будущее. Нет, они просто расселись посреди настоящего и играют в казаков-разбойников. Искусственно актуализируют расколы прошлого. И, что совсем недопустимо, - норовят маркировать ныне живущих по признаку «за кого ты виртуально воюешь сегодня в конфликте столетней давности».
В известном смысле поп-история играет у нас ту же роль, что права меньшинств в западных странах: там они выполняют роль «эрзац-борьбы за справедливость». У нас эрзац-борьба сосредоточена на справедливости исторической.
При этом сегодня мы уже точно знаем, что даже официальное покаяние за какое-нибудь событие прошлого не снижает накала разоблачений, а официальное проклятие какой-нибудь части прошлого не приносит, как ни странно, никакого процветания.
...Есть мнение, что историю пора отпустить с этой неблагодарной работы и позволить ей заняться своими прямыми задачами (см. выше).
Или стоит, по крайней мере, уравновесить исторические "баттлы" трезвым взглядом на Россию нынешнюю. Ту, в которой мы живём. И в которой имеются, наряду с нефтью и газом, развитыми ВПК, атомной и космической отраслями, также довольно проблемное производство, резкий перепад между богатыми и бедными, террористическое подполье, демографические проблемы, съёживающаяся «социалка», неприятные тенденции в образовании, здравоохранении и науке.
Если бы этим проблемам и задачам уделялось бы на основных медиа-площадках хотя бы столько же времени, сколько судьбам давно умерших балерины М.Кшесинской и председателя Совнаркома — образ сегодняшней России был бы куда чётче в глазах её граждан.
А сам поиск решений этих проблем и обсуждение этих решений — сформировали бы естественным путём и тот образ будущего, на отсутствие которого у нас так принято жаловаться.
Использованные источники: Интернет-издание "На линии"
Почему актуальные новости из жизни М. Кшесинской и В.И. Ленина - это всегда плохие новости
Из комментариев к статье:
История, во-первых, это естественный ход событий, течение жизни, последовательность изменений. Тут ничего не изменишь. Что было, то было. История, во-вторых, это рассказ об этой жизни и этих событиях. Здесь нет и не может быть ничего абсолютно достоверного. Всё приблизительно так или почти так. Даже если брать не отдалённые эпохи, а ближайшие дни, нет ничего абсолютно достоверного.Все очевидцы "врут, как очевидцы", все документы составляются людьми заинтересованными, в цифрах множество приписок, статистика... (Есть три вида лжи: ложь простая, ложь злостная и статистика).
Я не знаю, где я жил. Потому что в том жутком аду, который был кровавым террором сталинщины, я не был. В том удушающем мире хрущёвско-брежневской борьбы с диссидентщиной не задыхался. В жестоком разгуле ельцинского бандитизма не выживал. Но и сияющего мира сплошных побед и великих свершений, ликующей радости и изобилия тоже как-то не увидел. То, что я видел, было обычной жизнью. Нормальной, как мне казалось. Жить было трудно, но интересно. Были и страхи, были и ликования, Были голодные дни и сытые. Были слёзы и радости. Встречались злодеи, воры, бандиты, лжецы, предатели. но встречались и умницы, добряки, благороднейшие, талантливейшие, честнейшие люди.
Поэтому как только я замечаю, что в рассказе о каком-либо событии начинает преобладать одна красочка (чёрненькая или розовенькая), я перестаю верить рассказчику.
А все сегодняшние спекуляции на истории это и есть рассказы с одной красочкой. И очень часто исторические события или даже целые эпохи используют в полемике как символы, как условные знаки. Как крыловские басни. Вот недавно вспоминали Демьянову уху. По поводу далёкому от гостеприимства.
Добавлен комментарий камрада Older
Большинство человеков уверено, что реальность несправедлива. Должно быть не так. Как-то по-другому. Как? Иллюстрации они ищут в прошлом. А вот при царе Горохе мир был ближе к идеалу! Вовсю плодились пороси, везде водились караси, ну вобщем было чем поддать и закусить!
Признать, что реальность всегда несправедлива (так она устроена и другой быть не может, поэтому уже справедлива), они не хотят. Они уверены, что это начальники по злому умыслу не хотят построить рай на земле. Надо других начальников!
И да, история тут совершенно не при чем.
Subscribe

  • И это - работает.

    Кримсон Дайджест, [05.05.21 12:58] В новостях сейчас обсуждают развод Билла Гейтса и отжиг Уоррена Баффета про инфляцию, но для меня это повод…

  • Минутка горькой правды.

    Мараховское время, [10.05.21 11:28] Одной из главных проблем нашего общества, ув. друзья, является нынешний научпоп и его научпопадьи. Научпоп (не…

  • Минутка улучшателей имиджа.

    Мараховское время, [05.05.21 10:01] Я, ув. друзья, завершил на оптимистической ноте серию вдумчивых докладов для ув. подписчиков высокой мараховщины,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment