vamoisej (vamoisej) wrote,
vamoisej
vamoisej

Categories:

Достали? Доставили! ( бизнес доставок ) (Alexander Chernykh)

Достали? Доставили! ( бизнес доставок ) (Alexander Chernykh)
Последние пару лет - совпало с ковидом - но началось несколько раньше него - в нашей стране идет бурный рост услуг доставки. Человеки с огромными сумками узнаваемо желтого, зеленого, красного цвета заполонили улицы. В доставочный бизнес пришли и вложились крупнейшие отечественные корпорации - Яндекс, Mail.Ru и Сбербанк. Давайте посмотрим на цифры этого явления - и попробуем выводы сделать/прогнозы построить.

Прежде всего - насколько нов этот бизнес? Совсем не нов. Еще популярный герой американских комиксов человек-паук в мирной жизни кормился в том числе с того, что пиццу развозил (в фильме 2002 года точно, уж не знаю как в комиксах). В 2002 году в фильме показывалось, что работа это паршивая, и не от хорошей жизни человек-паук в доставщики пошел. Но вернемся к нашим реалиям.


Мне не так интересны были денежные показатели - интересно было как социальное явление посмотреть. Согласно вики, в марте 2021 года у Delivery Club был рекорд - 280 тысяч доставок в сутки (https://tass.ru/ekonomika/11270621 ). Не очень понятно из текста, это доставка только собственными курьерами или всего прошло через через сервис, рискну предположить, что всего. При этом, по данным РБК доля Delivery - 17.6% рынка в 2020 году. Если предположить, что это так - то мы получим, что в хороший день россияне делают в разных службах доставки до 1 600 тысяч заказов. В неделю, получается, до 8 миллионов заказов может доходить если грубо прикинуть ( спрос нелинеен, поэтому на количество дней рекордную цифру умножать не нужно).

Согласно статистике, в РФ размер домохозяйства 2.6 человека в среднем. Если предположить, что 8 миллионов заказов в неделю, то получится чуть менее 21 миллиона человек в стране активно пользуются услугами доставок. Причем это направление развивается - почти наверняка цифры этого года будут сильно лучше года прошлого. А как велика будет месячная аудитория? Под 40 миллионов уникальных пользователей? Больше?

А вот высказывание от руководителя “Яндекс.Еды” - “За неделю человек ест около 20 раз - и одна треть приемов пищи может приходиться на доставку готовой еды”. А вот еще одна оценка от “Яндекс.Еды” - “2020 год стал годом радикальной трансформации фудтех-бизнеса. Доставка стала нормой жизни для для жителей нашей страны… Доставка вошла в привычку как у новых, так и старых пользователей” (https://retail-loyalty.org/expert-forum/yandeks-eda-2020-god-stal-godom-radikalnoy-transformatsii-fudtekh-rynka/ ).

Словом - активная и платежеспособная аудитория уже вполне охвачена. И частично охвачена не самая активная и не самая платежеспособная аудитория. И охват продолжается прямо сейчас.

Имеет смысл сказать два слова в этой связи и о второй части связки потребитель-производитель. Об армии доставщиков. Сейчас редко где не встретишь упоминания о том, что компания Икс уже тестирует роботов-доставщиков, а компания Игрек уже почти протестировала их, и что робот доставщик уже доставил кому-то пиццу или бургер. Если вы живете в мегаполисе, то оглянитесь на улице. Может быть где-то уже бежит с коробкой пиццы трудолюбивый робот? Не, нигде не видать - едут на велосипедах вполне обычные люди, больше гастарбайтеры, реже граждане нашей страны. Отчего не видно роботов, ведь и в прошлом году писали, что их тестируют, и в позапрошлом писали. Думается, ровно по той же причине, по которой роботы-пылесосы никак не заменят уборщиков. И по той же причине, по которой в последней Карабахской войне у так расхваленных беспилотных самолетов пилоты все же были. Только назывались они операторами, а летательные аппараты называли беспилотниками не потому, что пилотов не было вовсе - а потому, что пилотов не было на борту. Но центры управления были, и аппаратами управляли люди из центра, насколько можно по сообщениям судить.

То есть - не смотря на все разрекламированные прорывы в искусственном интеллекте и нейросетях, пока роботы не вытеснили человека ни в деле подметания улиц, ни в деле доставки грузов. Возможно, час роботов грядет уже завтра - а возможно, это дело не самого ближайшего будущего. По крайней мере про скорый триумф роботов пылесосов говорили еще лет 10 назад - а триумф пока так и не наступил. А вот рабочих мест для доставщиков создалось очень много - навскидку, десятки тысяч. При некотором сокращении рабочих позиций официантов и продавцов в магазинах.  

То есть экономически - значительный рост числа доставщиков. И выживание ресторанной отрасли. Причем качественное выживание - заложены предпосылки будущего роста, в стране образовалась страта людей, которая заказывает покушать сейчас, будет заказывать чаще потом, и эта страта будет расти - потому что удобно, потому что все знакомые заказывают, потому что время экономит, ну и потому, что чем дальше, тем меньше людей будет готовить уметь.

Надо сказать, если кто бывал в странах Юго-Восточной Азии, наверное обращал внимание, что сектор общепита там был развит значительно сильнее нашего. Фактически все первые этажи сколько-нибудь крупных населенных пунктов могут быть в едальнях. И сидят очень часто люди совсем небогатые, а то и просто бедные - но дома не готовят, проще выйти на улицу и купить миску лапши или риса. В этом плане наша страна отставала - в силу климата у нас нельзя поставить 2 стула и навес из травы и кормить людей, у нас нужно арендовать капитальное строение, и это несколько другие затраты. Но сейчас в новой реальности все это меняется - и выиграть может не тот, у кого богаче зал, а тот, у кого лучше маркетинг и эффективнее служба доставки. А наш народ перестанет готовить сам и будет приготовленное потреблять. Хорошо это или плохо? Это жизнь.

Попадалась статистика, что самое популярное блюдо на доставке - бургер. На втором месте - ролы. Увы но национальная кухня пока откровенно проигрывает. Понятно, что на короткой дистанции выиграет самое технологичное блюдо. А технологии пиццы и бугера - отработаны западной кулинарной индустрией до мелочей. Это понятно - но тем не менее грустно. Хочется надеяться, что будет разворот тенденции, что есть нездоровую еду будет немодно. С другой стороны - наш народ падок на экзотику, и какие-то оригинальные концепции сразу аудиторию привлекают (например вот вьетнамская кухня в считанные годы свою аудиторию в Москве завоевала). Но это мнение. Также встречал данные о том, что в РФ потребление кофе последние годы превышает потребление чая. Что тоже в копилку фактов падает - наш народ сильно изменился, и это даже в таких вот фундаментальных вещах проявляется - бургер вместо пельменей, заказать бургер а не сварить пельмени, запить кофе, а не чайком побаловаться. Готовность меняться - это безусловно хорошо, хотя опять же немного грустно. Хотя с другой стороны (о смене пищевых и околопищевых предпочтений)- уровень бытового алкоголизма в разы упал, и это очень прекрасно, и это ощутимо. А ведь совсем недавно алкоголь был частью пищевой цепочки у очень многих сограждан. А сейчас - у немногих.

И если уж зашла речь о пищевой моде - хочется небольшой прогноз сделать. Как нетрудно заметить - почти все основные пищевые нововведения пришли с Запада. И даже пресловутые суши и роллы сначала вошли в моду на западе, и только затем у нас. Думается, что если Китай наберет чуть больше влияния в мире - это и на чисто бытовом уровне проявится. Грубо говоря, когда модно у самых широких народных масс будет заказать покушать не бургер с колой, а свинину в кисло-сладком соусе и зеленый чай - вот это и будет живым свидетельством наступления эры Китая. Пока до этого далеко, но измениться это может быстро.

Пытливый читатель скажет, что это сейчас-то жируют люди, коль не едят дома картошку, а бургер заказывают. А грянет суровый кризис, и затянут люди пояса, и будут дома гречку варить и трескать. Я имею что возразить пытливому читателю. Фастфут, готовая еда, джанкфуд (мусорная еда) в тех же США - это удел самых необеспеченных слоев населения. Покушать бургер во всемирно известных сетях бургеров, заказать пиццу - получается очень дешево, и крайне сытно (избыточно сытно, что во многом и обуславливает высокий уровень ожирения). А готовить самому… ну можно замороженный бургер купить и разогреть, по цене сильной экономии не получится. Купить здоровую еду - крайне дорого. Купить условно здоровую еду и самому приготовить - люди и не умеют часто и не хотят и пищевые предпочтения сформированы с детских лет навязчивой рекламой. Как-то довелось отдыхать с американцами самых разных социальных слоев в круизе. В круизе был полный пансион, и выбор еды был очень хороший. Местами прям весьма вкусные блюда были, выбор блюд под сотню. Но… американцы строем шли и из сотни блюд массово брали бургеры - с резиновой котлетой, и маринованными огурчиками, гре уровень уксуса был так высок, что можно было тараканов травить. Людям с детства донесли, что вкусней бургера ничего в мире нет. И у нас в общем-то те же процессы идут… Так что по если кризис не будет совсем уж чрезвычайным, на уровне массового голода - сервисы доставки еды будут только расширять свой охват, как пример других стран показывает, и в случае средних размеров кризиса люди будут только больше бургеров заказывать (а вот дорогие рестораны просядут, конечно).

И небольшое резюме. Наше общество сильно меняется. В самых фундаментальных вещах меняется. Достаточно быстро меняется. И мы вполне следуем в русле мировых тенденций (и в чем-то опережаем). В фантазиях футуристов 20-30 годов прошлого века в будущем люди избавились бы от готовки и ели на “фабриках-кухнях”. Будущее наступило - и люди выбирают еду с фабрик-кухонь, но с доставкой на дом. Дивный новый мир?

Мы многое из книжек узнаём,
А истину передают изустно:
"Пророков нет в отечестве своём,"-
Но и в других отечествах не густо.

Alexander Chernykh

статья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments