vamoisej (vamoisej) wrote,
vamoisej
vamoisej

Categories:

Местные жители против строительства мегазавода. Как поступить государству?

Константин Двинский
В данной публикации хотелось бы поднять достаточно важный вопрос, актуальность которого в 2021 году только возросла. Для начала приведем пример ситуации, которая, на наш взгляд, является спорной.

В 2019 году на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) между Агентством по привлечению инвестиций и китайской компанией Sherwood Energy было подписано соглашение о строительстве на берегу Охотского моря крупнейшего в мире завода по производству метанола. Общий объем инвестиций оценивался в 740 млрд рублей.
Предприятие должно было выпускать 10% от общемирового производства метанола и располагаться в 3,5 километрах от села Аян Хабаровского края. Реализация данного проекта стала бы драйвером роста экономики не только Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока. Наверное, по масштабу подобный комплекс можно сравнить с Амурским ГПЗ и Амурским ГХК.
Тем не менее, местные жители организовали референдум, на котором проголосовали против строительства метанольного завода. Основные аргументы понятны – это забота об экологии и опасение приезда 5-6 тысяч китайских рабочих (в селе Аян проживает 963 человека, а в Аяно-Майском районе – 1877 человек).
Так вот возникает следующий вопрос, на который хотелось бы порассуждать. Что важнее в подобной ситуации:
    мнение местных жителей, либо интересы региональной, а то и федеральной экономики?
Здесь же отметим, что данная ситуация взята как пример. Допустим, что завод по производству метанола хотела бы построить не китайская компания, а российская. Например, тот же Газпром или же Сибур. Конечно, первоочередной вопрос возникает, почему проект отдали китайцам, а не подтянули российскую компанию. Но это другая тема, вопрос в другом.
У автора данных строк нет однозначного ответа. С одной стороны, с мнением местных жителей, безусловно, необходимо считаться. Ведь жить рядом с «грязным» производством предстоит им. Даже если все экологические нормы будут соблюдены, появление мегапредприятия повлечет за собой смену привычного образа жизни, которая станет совершенно иным.
Но есть и обратная сторона вопроса. Без мегапроектов отечественная экономика не способна развиваться. Вся наша история буквально пронизана строительством масштабных объектов, начиная от Транссиба, заканчивая гидроэлектростанциями. Если бы тогда произошла заминка из-за несогласия местных жителей, то не известно, к каким геополитическим последствиям это бы привело.
Сейчас все это никуда не делось. Нам нужны и мегазаводы, и транспортная инфраструктура, и многое другое. К сожалению, негативной стороной реализации проектов является обязательная «порча» природы. Без этого не обойтись.
В дополнение отметим следующий факт. Зачастую протесты жителей тормозят реализацию проектов. В качестве наиболее ярких примеров можно привести Приморский УПК (сейчас проблемы, вроде бы, решены), а также строительство Нижегородского гидроузла (проблемы не решены до сих пор).
К тому же, экологическая карта зачастую используется Западом для отстаивания собственных интересов. Вспомним «знаменитый» GreenPeace, который пытается оказывать давление на освоение Арктики.
Единственное, что здесь можно сделать государству – предлагать такие компенсации местным жителям, от которых невозможно отказаться. Все же затраченные на подобные цели суммы являются копейками по сравнению с теми экономическими эффектами, которые принесет реализация мегапроектов.
Подробнее на https://aurora.network/articles/10-vlast-i-obshhestvo/93914-mestnye-zhiteli-protiv-stroitel-stva-megazavoda-kak-postupit-gosudarstvu
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments