vamoisej (vamoisej) wrote,
vamoisej
vamoisej

Categories:

Инга Легасова об отце, академике Легасове, аварии на ЧАЭС, и чуть менее чем насквозь лживом сериале

Инга Легасова об отце, академике Легасове, аварии на ЧАЭС, и чуть менее чем насквозь лживом сериале "Чернобыль" (gridd)
1 сентября, в День знаний, родился мой папа, академик Валерий Алексеевич Легасов. Родился он в 1936 году, значит , сегодня, в первый сентябрьский день 2021 года ему могло исполниться 85 лет, и вся наша семья вечером после трудового дня села бы отмечать его юбилей.

Мы и отметили его юбилей в семье. Только без него и без мамы, светлая им обоим память. Вспоминали такие папины качества, как правдивость, честность, порядочность, неподкупность, преданность своей семье и родной стране, верность тем идеалам, которые он считал ценными...
И почему-то именно сегодня мне вспомнился пятисерийный сериал "Чернобыль", снятый, к сожалению, не нашими российскими кинематографистами, а американскими. Его весь мир смотрел, затаив дыхание. И несмотря на то, что в этом сериале папа мой был показан героем, каковым он на самом деле и был, но у меня тот прогремевший на весь мир сериал оставил очень неприятный осадок в душе и на сердце.

Почему?

Потому что вся фабула оного сериала шла вразрез с той самой честностью, под девизом которой прожил свою жизнь мой отец. Хотя именно приверженность правде была заявлена как лейтмотив всех пяти серий.

"Мой долг рассказать об этом" - так называлась папина статья о чернобыльских событиях, опубликованная в 1988 году в газете "Правда".

Наверное , теперь мой долг рассказать о том, как была перемешана правда с неправдой в сериале "Чернобыль" с единственной целью заработать как можно больше денег на трагическом сюжете, мимоходом пнув Советский Союз, на территории которого в 1986 году произошла эта "катастрофа планетарного масштаба", как назвал ее отец.

Есть такой метод запутывания зрителя - показав несколько реально правдивых кадров и сюжетов, щедро разбавить их кадрами и сюжетами лживыми. Страшен он тем, что непосвященные верят как правдивым, так и ложным мыслям, картинкам и историям. Причём, именно ложным сюжетам отводится основная роль провозглашателей истины.


Именно эти ложные сюжетцы и застревают в сознании зрителей и формируют их отношение к произошедшему. Мне кажется важным рассказать об этом, так как уходят из жизни люди - свидетели тех событий 35-летней давности, некому скоро будет оспорить отснятый и показанный далеко недокументальный материал.

Начнём с того, что с неправды начинается весь сериал "Чернобыль" : отец показан одиноким, несчастным, живущим в какой-то необустроенной грязной квартирке. Так, наверное, создатели сериала представляли себе быт советского ученого, занимавшегося стратегическими научными задачами.

Однако же ,на самом деле, отец был счастливо семеен, жил в большом выделенном ему государством доме с любимой и любящей женой, со счастливо семейными любящими детьми, с любимыми внуками и даже с любимой собакой . В доме было радостно, часто людно, весело и очень дружелюбно.

Вместо реального академика Легасова, очень энергичного, деятельного и решительного, показан какой-то рефлексирующий слабовольный и всего опасающийся человек. Достаточно сравнить последние документальные кадры сериала, на которых виден мой отец, с тем образом, который слепили авторы "Чернобыля", чтобы ясно понять, что "профессор Легасов" в фильме и настоящий академик Легасов в реальной жизни - это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Не был отец и разработчиком реакторов РБМК, как зачем-то сгоряча упомянули в сериале, не подумав хорошенько. Видимо, забыли загуглить, что слава создания этих реакторов принадлежит академику Доллежалю.

А академик Легасов, или как его, любя, в силу его молодости называли коллеги, - "академик Валера" был довольно известным в учёных кругах физико-химиком, и был серьёзным специалистом в ректификационной очистке и химии гексафторидов тяжелых металлов , в исследованиях коррозионной устойчивости различных материалов в среде гексафторидов; отец стал первооткрывателем в новой области химии - химии соединений благородных газов и получил в своей лаборатории десятки новых уникальных веществ, имевших широкое практическое использование.

Он исследовал ксенон-органические соединения и применение плазмы для синтеза новых соединений, использовал оригинальные техники синтеза химических соединений в неравновесных условиях , предложил и широко внедрил плазмохимический метод синтеза высших фторидов тяжёлых металлов с применением "инертных" фторагентов (четырехфтористого углерода, гексафторида серы) , основанный на явлении взрывающихся проводников ; отец развил новое направление , связанное с получением и применением высокоинтенсивных потоков электроотрицательных и электроположительных частиц в технологии неорганических материалов , что позволило осуществить химический синтез с высоким градиентом температуры в условиях сильно неравновесной плазмы.

Академиком Легасовым были предложены, разработаны и освоены новые высокоэффективные методы синтеза благородных газов (радиационный, фотохимический, плазмохимический) и технологии их производства. Отец внедрил искровой плазмотрон, УФ- и ВЧ-генераторы атомарного фтора. Им были найдены катализаторы процесса термической диссоциации фтора и подробно изучена фотохимия сжиженного фтора. Разработанный отцом каталитический процесс получения атомарного фтора сделал технологию синтеза термодинамически неустойчивого, но очень важного дифторида криптона и других неустойчивых соединений намного безопаснее и производительнее.

Легасов впервые осуществил каталитический синтез гексафторида ксенона, исследовал термодинамику и кинетику процессов образования соединений благородных газов, изучил термодинамику системы ксенон-фтор и предложил оригинальный метод определения основных кинетических констант газофазных химических реакций в неизотермических условиях. Он определил кинетические константы химических процессов образования и разложения ди-, тетра- и гексафторидов ксенона, а также с помощью экспериментальных данных и математических методов нашёл со своими коллегами оптимальные условия синтеза индивидуальных фторидов ксенона.

Благодаря работам лаборатории Легасова были развиты плазмохимические методы генерации и применения интенсивных потоков атомарного фтора для синтеза эндотермических фторидов и окислителей , используемых в различных технологиях, а также исследовано взаимодействие указанных потоков с матрицами твёрдых благородных газов при криогенных температурах , различными методами определены коэффициенты использования атомарного фтора.

Впервые в науке им была исследована кинетика процессов окисления ксенона, кислорода, трифторида азота фтором на поверхности сильных кислот Льюиса , лимитируемых переносом заряда от донора к акцептору. Выявлено каталитическое влияние акцепторов фтор-иона на реакции фторирования неорганических и органических соединений дифторидом ксенона в неводных растворителях. Впервые в мире была изучена кинетика и предложен механизм гидролиза дифторида ксенона.

Им были исследованы взаимодействия фторидов ксенона и криптона со всеми элементами периодической системы , оксидами , солями, реакции комплексообразования, фторирования , замещения и присоединения , окислительно-восстановительные , что имело фундаментальное значение для химии благородных газов.

Выполненные отцом и его коллегами исследования заложили научные основы и помогли разработать методы количественного улавливания радиоактивных изотопов благородных газов , что необходимо для решения экологической проблемы ядерной энергетики и радиохимических производств всего мира.

За все эти многочисленные работы отцу неоднократно присуждались государственные премии СССР.

Поэтому с великим удивлением, помню, смотрели мы те кадры вышеупомянутого сериала "Чернобыль" в которых актёр, игравший Щербину (умнейшего, кстати, человека и прекрасного талантливого организатора) кричал на "профессора Легасова" и грозил, что выкинет его из вертолета. На самом деле, встретившись с Легасовым в составе первой правительственной комиссии в подмосковном аэропорту Внуково, Щербина сразу понял, что может полностью рассчитывать на отца, и относился к нему с глубоким уважением и доверием. И , конечно же, никакого конвоя (как это показано в сериале) ни к отцу, ни к кому бы то другому не приставляли. Никто его не арестовывал, нигде не запирал. Эта дичь, выданная за правду, ни малейшего отношения к правде не имеет .

Да и на вертолете правительственная комиссия не летела из Москвы до Киева, натурально. Это сколько же по времени им лететь - то пришлось? Не сопоставили авторы сериала скорость движения вертолёта и расстояние от Москвы до Киева.

Что за странная идея возникла в воспалённых от желания подзаработать деньжат на чернобыльском сюжете мозгах сценаристов - показать какие-то долгие партийные заседания, совещания, разговоры под портретами и бюстами Ленина на тему о том "что делать?" ?!?!

Не было ничего подобного в реалии - авария случилась в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года . Утром 26 апреля уже была срочно сформирована советским правительством первая правительственная комиссия, в которую были включены Щербина в качестве главы комиссии ,

Легасов как научный эксперт, министр энергетики СССР Майорец, зам министра здравоохранения СССР Воробьев, зам председателя Госатомэнергонадзора СССР Сидоренко , зам генерального прокурора СССР Сорока, руководитель одного из подразделений КГБ СССР Щербак, зам председателя Совета Министров Украины Николаев, Предселатель Киевского облисполкома Плющ.

В два часа дня 26 апреля эта комиссия вылетела в Киев , откуда на машинах была быстро доставлена к месту аварии в город Припять. И уже вечером 26-го апреля отец попросил , чтобы ему дали возможность облететь на вертолете несколько раз зону взрыва , что он и сделал, нахватав смертельную дозу радиации .

Кроме того, он в тот же вечер несколько раз на предоставленном военными бронетранспортере подъезжал к четвёртому разрушенному энергоблоку, так как сам должен был понять, работает ли реактор . Это было принципиально важно понять, чтобы быстро принять правильные решения. В сериале же неправдиво показано, что он посылал людей осматривать четвёртый энергоблок. Никого он никуда не посылал. Тем более , на верную гибель .

Очень разумно и точно действовал Щербина как руководитель первой правительственной комиссии. Он разделил всех участников на шесть групп:
1) первая группа занималась определением причин аварии (Мешков);
2) вторая группа должна была организовать все дозиметрические изменения в районе Припяти и в близлежащих районах (Абагян) ;
3) группе гражданской обороны было поручено осуществить быструю эвакуацию людей из зоны аварии (генерал Иванов) ;
4) четвёртая группа занималась организацией порядка нахождения в поражённой зоне людей (генерал Бердов);
5) пятая группа занималась всем комплексом медицинских мероприятий (Воробьев);
6) шестая группа была создана для локализации аварии . Эту группу возглавил академик Легасов.

Все группы с самого начала и вплоть до завершения всех работ по ликвидации последствий аварии действовали четко, быстро и слаженно . Поэтому никакой критики не выдерживают кадры сериала о нерасторопности, медлительности и нерешительности ликвидаторов .

Ложь в сериале и то, что якобы правительственной комиссией принимались решения "не выпускать из Припяти людей", "оцепить весь город , чтобы из него никто не уехал", "обрезать телефонные линии". Циничная ложь . Ложь также и в том, что устами сериального "профессора Легасова" говорится "не стоит беспокоиться".

А правда в том , что Легасов после того, как облетел на вертолете разрушенный реактор, сказал Щербине в присутствии всех членов правительственной комиссии о том, что беспокоиться о людях как раз стOит, и что необходимо их немедленно эвакуировать из Припяти .

И Легасова поддержал Сидоренко. Именно их обоих и послушался Щербина, результатом чего были снятые украинской властью со всех рейсов в Киеве и в окрестных городах автобусы, колонны которых всю ночь с 26 на 27 апреля шли в Припять для эвакуации жителей этого города. 27 апреля с 12 до 16 часов практически все жители были из Припяти вывезены.

И сам процесс эвакуации был по-настоящему трагедийным: люди вынуждены были покидать свои обжитые дома и квартиры, не взяв даже самые необходимые вещи - разрешалось брать с собой только документы и деньги. Домашних животных приходилось оставлять - от сердца отрывали люди своих питомцев: кошек и собак.

После эвакуации жителей начались тяжёлые будни ликвидаторов аварии. И вместо того , чтобы показать, как на самом деле слаженно и дружно работали все советские министерства , ведомства и учреждения, задействованные в ликвидации последствий аварии, сериал ложно демонстрирует пьянство, свинство , мздоимство, нежелание говорить правду согражданам и мировому сообществу.

В фильме неоднократно показана несуществовавшая в природе женщина-физик (якобы олицетворяющая собой собирательный образ учёных), которая убеждает "профессора Легасова" рассказать правду о происходящем. А он якобы боится эту правду излагать .

Бред сивой кобылы , простите мне мой "французский". Реального академика Легасова не надо было убеждать говорить правду , ибо правда была для него важна как воздух . Правдивость была его естественным состоянием. Это он сам всех призывал не скрывать никаких фактов , не утаивать ничего .

Это он предложил создать оперативную информационную группу журналистов, которая могла бы освещать все происходящее в Припяти честно и беспристрастно. Жаль , что это его предложение не было одобрено тогдашним первым лицом страны.

И если уж рассказывать эту историю правдиво (на что претендуют авторы блокбастера "Чернобыль"), то тогда уж надо обозначить , что женщина рядом с Легасовым действительно была. И советы давала , и поддерживала, и встречала его с любовью , когда он накоротко возвращался домой , чтобы честно рассказать о происходящем коллегам и снова вернуться туда , в Припять . Этой женщиной была моя мама, Маргарита Михайловна Легасова. Его жена, его подруга, его коллега и единомышленница, его муза.

Отдельное "спасибо" создателям сериала, воткнувшим в него чисто голливудский слезовызывающий приёмчик - "профессор Легасов" идёт на приём к Горбачёву и просит у него разрешения "убить трёх человек". Речь о водолазах.

Этот сюжетец оказался вообще за гранью разумного : во-первых, меньше всего отец был склонен в ситуации опасности просить у кого бы то ни было разрешения на те или иные действия в тот момент , когда надо было именно действовать .

Они все там действовали, а не разглагольствовали; во-вторых, Горбачёв сидел в Москве и никаких решений не мог принимать издалека , да и отношений у отца с ним никаких не могло быть и не было; и в-третьих (и в-главных), выбирались на те или иные действия только добровольцы , которые лезли в пекло не потому, что им предлагались деньги за героизм или не потому, что их под дулами автоматов заставляли (как это опять -таки неправдиво показано в сериале), а потому , что в тот момент в людях и просыпались герои - они шли на риск осознанно, хорошо понимая, что рискуют своим здоровьем и своими жизнями. Все они - герои. Настоящие герои , а не голливудские. Вечная светлая память героям- ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС .

Советский Союз с честью справился с последствиями Чернобыльской аварии.
Об этом надо было снимать большой серьёзный сериал как руководство к действию на случай, если где-то такая ситуация повторится , упаси Господь.

Причём, снимать такой сериал надо не заморским, а российским киномастерам.

Но Чернобыльская тема по зубам только очень сильному мастеру. Киногению. Почему ? Потому что ликвидаторами этой катастрофы были очень масштабные личности, и рассказать об их подвиге сможет только очень масштабный киномастер. Академик Легасов от кино.

Комментарий автора:
Орфография автора соблюдена, только разбита на абзацы.

Это ещё одна точка зрения на чернобыльскую аварию, но она заслуживает внимательного отношения, потому что Инга Легасова - наблюдала всё это изнутри, в возрасте когда память хорошая, и можно понимать, что происходить, а потом вернуться к этому позже, и ещё что-то дополнительно осознать.

Масштаб лжи американских киношников тоже можно понять: им не нужна правда, им нужна драма, красивая картинка и извалять СССР в дерьме, как бонус.

Сняли бы кино про Тримайл Айленд, например, это было бы шоу в стиле трэш.

А про Фукусиму кино ещё будет, я уверен.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments