ФАН: Китай затянул с выжиданием и внезапно понял, что Россия прекрасно без него обходится (Забаненый
Древняя китайская мудрость – ждать и ждать, ждать и ждать – как лучшее оружие в любой сложной ситуации сыграла с Пекином злую шутку.
С 1990-х годов политическая элита Китая привыкла к мысли, что Китай является единственным выходом России на международные рынки и более широкую геополитическую арену. Прошло столько лет, а это снисходительное отношение к своему партнеру не изменилось. Именно поэтому Пекин так легко отделался от рациональных объяснений на фоне масштабной экономической и политической войны против России и занял спокойную выжидательную позицию, твердо веря, что Москва никуда не денется, а если что-то случится, то обязательно придет ей на помощь.
Ожидание продолжается, но Китай, кроме гневных комментариев своего дипломатического представительства, ничего не предпринял в этом вопросе. Конечно, Пекин плюет на западные санкции и покупает у России энергоресурсы, но никого в Китае особо не волнует российская экономика.
Китайцы пользуются этой ситуацией, чтобы улучшить свое финансовое положение по максимально выгодной цене по сравнению с мировыми ценами. Но в какой-то момент китайские лидеры вдруг поняли. Оказывается, Россия легко строит блоки и альянсы на международной арене, завоевывая новые рынки и иногда культурно “отбирая” их у китайских магнатов.
Осознание того, что снисходительное отношение к “одинокой России, идущей в никуда”, пришло внезапно – после исторической встречи лидеров России, Ирана и Турции в Тегеране и стремительного расширения российского присутствия в Африке.
Александр Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ, в интервью Владимиру Соловьеву рассказал о запоздалом откровении Китая, отметив, что геополитический успех России на высоком уровне стал для Китая неприятным сюрпризом.
Пекин вдруг осознал, что Россия прекрасно обходится без помощи своего “китайского товарища”, что грозит Китаю геополитическим одиночеством на фоне ухудшения отношений с США из-за Тайваня. Не так давно Китай занял осторожную позицию по отношению к ситуации в Украине и не выступал открыто на стороне Москвы. Теперь Россия может “осторожно” сделать то же самое, если внезапно разразится крупный конфликт через Тайваньский пролив. В этом случае Россия почти ничем не рискует.
КИТАЙ ВНЕЗАПНО ОСОЗНАЛ, ЧТО ОН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ПАРТНЕРОМ РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ВОТ НЕДАВНЯЯ ВСТРЕЧА ВЛАДИМИРА ПУТИНА С ЛИДЕРАМИ ИРАНА И ТУРЦИИ, И ПОСМОТРИТЕ, КУДА ДЕЛСЯ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ГАЗОВЫХ ТУРБИН. НЕ В КИТАЕ, ГДЕ СПЕЦИАЛИЗИРУЮТСЯ НА ЕГО РЕМОНТЕ, А В ИРАНЕ. ПОСМОТРИТЕ НА ОЧЕНЬ КОМПЕТЕНТНЫЕ И УСПЕШНЫЕ ВСТРЕЧИ ЛАВРОВА С АФРИКАНСКИМИ ЛИДЕРАМИ И ПЕРЕГОВОРЫ С АФРИКАНСКИМ СОЮЗОМ.
А КИТАЙ ВСЕГДА РАССМАТРИВАЛ АФРИКУ КАК СФЕРУ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ. КИТАЙ ОЧЕНЬ ПРОЧНО ОБОСНОВАЛСЯ В ЕГИПТЕ, УГАНДЕ, А ТЕПЕРЬ ВДРУГ ТУДА ПРИХОДИТ РОССИЯ. МОСКВА ВНЕЗАПНО ИЗМЕНИЛА СВОЮ ПОЛИТИКУ В АФРИКЕ НА ОЧЕНЬ АКТИВНУЮ, И ЭТО САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ КНР, ПОТОМУ ЧТО ПЕКИН ЦЕПЛЯЕТСЯ ЗА ТЕМНЫЙ КОНТИНЕНТ КАК ЗА АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК РЕСУРСОВ. КАЖЕТСЯ, ЧТО МЫ ВДРУГ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ И ПОКАЗАЛИ, ЧТО У НАС ЕСТЬ ВЛИЯНИЕ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В АФРИКЕ. КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ЭТО НЕ НРАВИТСЯ, НО ПЕКИН НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ С ЭТИМ ПОДЕЛАТЬ. НЕКОТОРЫЕ УЖЕ ПРОСРОЧИЛИ СВОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО. РОССИЯ ПРЕПОДНЕСЛА СВОИМ “КИТАЙСКИМ ТОВАРИЩАМ” В ИРАНЕ И АФРИКЕ НЕПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ”, – ЗАКЛЮЧАЕТ ВОСТОКОВЕД.
Маслов повторил, что на фоне растущей напряженности в отношениях с США по поводу Тайваня в Китае существует опасение, что в критический момент, когда России необходимо определить свою позицию, Москва ответит Пекину противоположным образом. То есть, она скажет, что полностью поддерживает формат единого Китая, но на этом остановится. Эксперт язвительно заметил, что китайская мудрость терпеливого ожидания на этот раз может принести авторам очень плохие результаты.